Nov 20, 2013 10:25
Новосибирск в прошлом году получил две «Золотые маски» - за работу дирижера в мюзикле «Алые паруса» и за работу режиссера в номинации «Драма» в «Августе. Графство Осейдж». Оба спектакля - театра «Глобус», молодежного театра г. Новосибирска. На «Маску» мы и ехали. Пока посмотрели один спектакль, мюзикл - в планах.
«Август. Графство Осейдж» - психоаналитическая драма. Это строчка из аннотации. Что за ней скрывается? Вам вместе с героями предстоит пройти семейный ад «обычной жизни», созданный из простых житейских историй, но без намека на благоприятный финал, без гарантии и практически с невозможностью исцеления.
Условная Америка, условные 70-е. К священнику ходить уже не модно, к психоаналитику - еще. Любить себя - тем более. Отец семейства Уэстон ушел из дома. Мать звонит дочерям. Барбара приезжает с семьей (муж, уличенный кое в чем, и подросток-дочь в том самом периоде), Карен - с будущим мужем, не слишком приятным типом из мира бизнеса. Айви, 40-летняя тихоня, живущая с родителями, тоже присоединяется к поискам, которые моментально вырастают в глобальное выяснение отношений. В стороне не остаются сестра матери, ее муж, ее сын. Каждый из них вплетен в историю семейных страданий самым психоаналитическим способом.
Сами же знаем, что главное - не что сказать, а как, что интонация зачастую передает более сильную информацию, чем слова, что высказывать претензии гораздо проще, чем отказаться от этого. В череде упреков и взаимных оскорблений героев спектакля каждый может найти свои слова - кто из нас не без греха, а параллели проводить мы, слава богу, научились.
Отстраниться и понять, что происходящее на сцене - спектакль, не дает одно обстоятельство: все происходящее на сцене - правдиво. Измени детали, географию и акцент - история возникнет заново в любой другой провинции. Предельно честны актеры, оставляющие за сценой костюмы нормальных людей и без кожи влезающие в маски обыкновенных чудовищ (других нормальных людей, на самом деле). С садистской точностью оперирует режиссер, подбрасывая задыхающимся от стыда зрителям все новые и новые зеркала. Вы никогда не кричали на маму? Не ругались с сестрой? Не хлопали дверью? Не шли напролом? Не внедряли собственные порядки и правила, наплевав на мнение остальных? Канва спектакля возвращает все эти ситуации в увеличенном, искаженном, усиленном виде, бьет по нервам, пилит бритвочкой, раскрывает самые неприятные кусочки души. В этом смысле «Август. Графство Осейдж» - не только литературное произведение и драматический спектакль, но еще и психотерапевтическое переживание.
Часа через три после спектакля я поняла две вещи. Катарсис - это не обязательно когда хорошо, катарсис - это когда может быть очень и очень плохо. И второе - эту постановку я буду обязательно рекомендовать тем, кто не боится тяжелых и серьезных спектаклей.
театр. высококультурное