Помню, на заре туманной юности смотрела МХАТовский спектакль «Мария Стюарт» и меня не по-детски колбасило от однозначности персонажей: розовая лапочка Мария Стюарт и мерзкая тетка Елизавета I (моя любимица). Самый романтичный романтик Шиллер выливает ведерко помоев на одну женщину, чтобы возвысить другую. Достойное занятие для мужчины, да. Как показывает практика, частенько записные романтики оказываются более г@внистыми, чем закоренелые циники.
Мария Стюарт Елизавета I Тюдор
Мария - образец красоты, ума, очарования, благородства и силы духа: все мужчины, увидев ее, моментально теряют разум и желают сей секунд на ней жениться. Чаровница приняла участие в убийстве одного из мужей, но это такой милый пустячок, с кем не бывает, главное ведь раскаяться. И как мило утешает постящуюся в день убийства этого самого мужа Марию ее кормилица: мол, вы были молоды, вышли замуж за недостойного, а затем вас одурманил другой нехороший мужчинка - и пиши-пропало, но вы ведь исправились, госпожа.Елизавета, естественно, уродливый упырь, летящий на крыльях ночи. Жестокая, противная, беспринципная бабенка, и мужчины имеют с ней дело исключительно ради материальных благ, привилегий и свежих плюшек, разумеется.
Вся эта душераздирающая история изложена пламенным стихотворным глаголом:
«Мария (со спокойным величием оглядывая весь круг)
Что плачете вы? Радоваться надо,
Что наступает мук моих предел,
Спадает цепь, затворы распахнулись,
И что на крыльях ангельских душа
Моя навек умчится на свободу».
Показательный момент: тетенька уверена в том, что душу ее будут сопровождать ангелочки, а не чертята.
Всё чудно и прекрасно, всем понятно, кто красавица, а кто чудовище, зрители утирают слезы кружевными платочками. Но вот мои симпатии в течение всего спектакля были на стороне чудовища Елизаветы, несмотря на все старания Шиллера. Может быть потому, что я из собственного опыта знаю, какими гадюками оказываются при ближайшем рассмотрении светлые человечки вроде созданной фантазией поэта Марии вне зависимости от пола, кстати.