Оригинал взят у
sumoid в
Расставим точки.Российские либералы, украинские националисты, белорусские оппозиционеры и западные СМИ нервно отреагировали на горькую пилюлю от Владимира Путина - его объективный комментарий о предпосылках подписания пакта Молотова-Риббентропа. Хотя, по большому счету, такое "единство" с исторической точки зрения выглядит по меньшей мере смешно.
Учитывая напряженную реакцию польской и прибалтийской общественности на взвешенные высказывания российских историков и политиков относительно Договора о ненападении между Германий и Советским Союзом, Владимир Путин 10 мая расставил все точки над i:
"Советский Союз предпринял массу усилий, (чтобы) создать условия для коллективного противостояния нацизму в Германии. Сделал многократные попытки создать антифашистский блок в Европе. Все эти попытки успехом не увенчались... Некоторые политики считали, что война неизбежна.
Черчилль, например, после того как его коллега приехал в Лондон с бумажкой этой и сказал, что «Я вам привез мир». Черчилль на это ответил: «Теперь война неизбежна». И вот когда Советский Союз понял, что его оставляют один на один с гитлеровской Германией, он предпринял шаги, направленные на то, чтобы не допустить прямого столкновения, и был подписан этот пакт, пакт Молотова-Риббентропа... "
Президент России подчеркнул, что исторический смысл подписания советско-немецкого договора в 1939 году был. По его словам, после подписанию в Мюнхене "известных договоренностей", отдавших территории Чехословакии Германии, СССР оставили один на один с Третьим Рейхом, а Польша в конце концов стала жертвой проводимой ею политики (в частности, аннексии части территории Чехословакии).
Реакция украинских, западных, а также российских либеральных СМИ оказалась как будто написанной под копирку. Материалы практически во всех из них вышли с язвительными заголовками типа "Путин оправдал пакт Молотова-Риббентропа". При этом большинство из них об исторических пояснениях Владимира Путина упомянули лишь вскользь, а некоторые - и вовсе их опустили. Зато практически все очень четко подчеркнули, что договор о ненападении привел к разделу территории Польши.
Почему нервно отреагировала Польша - еще понять можно, хотя, вроде бы, уже пора признать собственную вину и покаяться. А вот истерика в украинских националистических и белорусских оппозиционных СМИ выглядит гротескно и вызывает, по меньшей мере, удивление.
Учитывая тот факт, что именно подписание Договора о ненападении лежит в основе навязываемой сегодня миру американо-британской (а теперь еще и киевской) концепции истории об "обоюдной" вине Третьего Рейха и СССР, наверное, стоит более подробно остановиться на некоторых деталях истории международных отношений в Европе в 1917 - 1940 годах.
Не пора ли признать вину?
10 декабря 1917 года декретом Совнаркома Советская Россия подарила Польше независимость, а 29 августа 1918 года Ленин подписанием декрета Совнаркома отказался от любых претензий к Польше по еще царским договорам. Вот только Польша ответила на это черной неблагодарностью, начав военную кампанию в Литве и Западной Белоруссии. В январе 1919 польские части захватили Вильно. В феврале началось польское наступление на Белоруссию, а затем - и на Украину. После длительных переговоров, которые провалились из-за позиции Варшавы, в 1920 началось новое польское наступление на Белоруссию и Украину.
Однако летом Красная армия предприняла эффективное контрнаступление, и катастрофическим стало уже положение Польши. Москве начинает теперь угрожать Лондон. Благодаря тому, что поляком удалось успешно дешифровать перехваченные переговоры советских войск, а также - из-за некоторой несогласованности в рядах РККА, Польше все же удалось переломить ситуацию в свою пользу. Одновременно поляками был развернул масштабный террор против мирного населения.
В конце концов в марте 1921 года был подписан Рижский мир, который, по большому счету, не удовлетворил никого. С одной стороны, Западная Украина и Западная Белоруссия остались в составе Польши, как и часть территории Литвы. С другой, поляки мечтали о восстановлении "Речи Посполитой от моря до моря", но оказались очень далеки от реализации этих планов.
От 80 до 100 тысяч советских военнопленных были уничтожены в польских концлагерях, и к этой истории мы еще, как и обещали, вернемся.
Польский террор
Польша же после войны постепенно стала скатываться в жесткий авторитарный режим. В 1926 году в результате переворота к практически неограниченной власти пришел Юзеф Пилсудский. Началось как судебное, так и внесудебное преследование оппозиции. Был создан концлагерь в Березе-Картузской, были введены ограничения свободы собраний и печати. В концлагерь кидали как польских левых активистов, так и представителей украинского и белорусского меньшинства (причем из любого политического крыла).
В концлагере их подвергали пыткам: не давали садиться и ложиться, обливали холодной водой, запрещали разговаривать, били, морили голодом, заставляли работать по 16 часов в сутки. Попасть туда можно было без суда и следствия. Часть документов до освобождения концлагеря Красной армией в 1939 году была уничтожена, и сколько всего в нем побывало узников - достоверно сказать нельзя. Но счет идет на многие тысячи.
В 1930-е годы проходили репрессии против украинского населения. Причем работал принцип "коллективной ответственности", который потом в еще гораздо более жестоких формах применяли гитлеровцы.
В 1934 - 1935 году был подписан ряд международных актов между Польшей и Третьим Рейхом. В 1935 году умирает Пилсудский, но политика Польши принципиально не меняется.
В марте 1938 года Берлин осуществляет аншлюс Австрии и ему необходимо международное признание. В это же время на границе с Литвой вдруг обнаружен убитый польский солдат, в Польше поднимается кампания с требованием начать против Литвы войну, чтобы захватить Каунас.
Планы нападения Польши на Литву нашли понимание у Гитлера. Он был готов признать захват Литвы в обмен на признание Варшавой аншлюса. Задачей минимум для Польши было заставить Литву официально отказаться от оккупированного Вильно. Однако на Польшу жестко надавила Москва, пообещавшая Варшаве выход из пакта о ненападении и собственные "свободные действия". Этим СССР спас Литву от польской оккупации.
Зато поляки активно поддержали захват Гитлером Мемельской области и Мюнхенский сговор.
Заговор против Чехословакии
В 1938 году у Третьего Рейха возникли претензии к Чехословакии из-за Судетской области, значительную часть населения которой составляли потомки еще средневековой немецкой колонизации. Весной Вермахт выдвинулся к границам Чехословакии, в Чехословакии прошла частичная мобилизация. СССР и Франция, связанные с Чехословакией договорами о взаимопомощи, объявили о ее поддержке. Тогда Гитлер включил дипломатические усилия.
На стороне Гитлера и Третьего Рейха фактически выступили Великобритания, Польша и США.
21 мая польский посол в Париже Лукасевич заверил посла США во Франции Буллита, что Польша немедленно объявит войну СССР, если он попытается направить войска через польскую территорию для помощи Чехословакии. А 27 мая дипломаты Польши и Франции обсуждали уже раздел Чехословакии между Германией, Польшей и Венгрией...
В сентябре Англия и Франция на словах высказались в поддержку Чехословакии, но при этом пообещали Гитлеру, что он получит все, что хочет и без войны... Есть ли предел цинизму?
15 сентября Чемберлен провел встречу с Гитлером, на которой вопрос раздела Чехословакии был принципиально решен. 19 сентября Чехословакия запросила позицию Москвы, и та сказала, что готова помочь, согласно договору.
20-21 Англия и Франция фактически объявили ультиматум Чехословакии, дав понять, что если она сама не согласится на раздел и оккупацию и примет помощь Москвы, то объединенные силы Запала (включая нацистов) объявят "крестовый поход против большевизма" против СССР и Чехословакии.
23 сентября Чехословакия объявила мобилизацию, а СССР предупредил Польшу, что любая попытка оккупации Чехословакии автоматически аннулирует договор о ненападении...
29 - 30 сентября был оформлен позорный оккупационный Мюнхенский сговор. Чехословакию и СССР даже не допустили на обсуждение. Великобритания, Германия и Франция же подписали договоры о ненападении. Дальнейшие шаги после отделения Судет официально не оговаривались, но они были понятны. Польша ввела свои войска в Чехословакию одновременно с Германий и оккупировала Тешинскую область.
В конце 1938 - начале 1939 года была отделена Словакия, а остатки Чехии силой разделили между собой Германия и Венгрия. Благодаря позиции Запада и Польши, Германия почти без боя захватила один из самых больших в мире чешский арсенал, который потом был использован против СССР.
Оттянуть войну
СССР остался один на один с полностью враждебной Европой, фактически создавшей против него коалицию. Англия, Франция, Польша - были недоговороспособны. Москва к войне была не готова материально-технически. Поэтому другого выбора для того, чтоб оттянуть войну, кроме как договориться о ненападении с Гитлером - не было. И, как минимум, СССР необходимо было решить вопрос о спасении родственных жителей на Западной Украине и в Западной Белоруссии, с которыми, как мы уже говорили выше, не очень хорошо обращались поляки, и не собирался лучше обращаться и Гитлер. Знали бы тогда, что будут творить некоторых из них и их потомков...
Поэтому осуждение пакта Молотова-Риббентропа со стороны украинских или польских националистов звучит абсурдно. Лучше было жить в режиме хоть и не такого жесткого, как в Африке, но апартеида? В концлагерях было хорошо? Или хотелось оказаться под Гитлером - он бы Польшу все равно себе забрал...
Русофобская истерия 90-х должна уйти в прошлое, а история - расставить все по своим местам. Запад сам на 100% вынудил СССР искать отсрочку войны с Гитлером. Как, впрочем, сам на 100% развязал Гитлеру руки и создал условия для убийства 60 миллионов людей в ходе Второй мировой. Каяться должна не Россия, а те, кто ради натравливания Третьего Рейха на СССР, дал ему карт-бланш в его людоедских начинаниях!
Путин шокировал Запад. Правда глаза колет