Метафизика против геополитики или Истинные причины войны на Донбассе и везде - Информационный портал Публикуем статью нашего давнего читателя, журналиста Сергея Остапенко, который предложил взглянуть на происходящую трагедию на бывшей Украине с точки зрения адептов гностицизма, тех, кто презирает существующий мир, как «несовершенный», а также презирает большую часть людей, как «неизбранных». Слово автору: «Увы, почти вся аналитика и прогнозы, которые встретишь сегодня в сети, это вчерашний, если не позавчерашний день. Даже если авторы без искажений и самообмана догадываются ЧТО происходит, то ПОЧЕМУ это происходит, оказывается вне их понимания...»
Люди размышляют о глобальном экономическом кризисе, расширении НАТО, энергетической сверхдержаве встающей с колен, на полном серьёзе говорят о финансовых инструментах, рынке, войнах за ресурсы, геополитике. И оперируют при этом позавчерашними отжившими, а значит ложными категориями. Потому что происходящие сегодня в мире процессы более адекватно описывает не экономика и не геополитика, а скорее задвинутая прогрессом на задворки философии
метафизика. Для большей части современного мира справедливы совсем иные категории, в пространстве которых и нужно рассуждать. И эти категории, честно признаться, выглядели бы более уместно не в XXI, а в I веке нашей эры, в эпоху создания классических тайных обществ.
СВОБОДА, БРАТСТВО… РАВЕНСТВО?
Сегодня кажется нелепым сомневаться в изначальном равенстве людей, но на деле оказывается, что этот вопрос вовсе не так прост. Лозунг, вынесенный в подзаголовок,
в разных вариациях, так или иначе, применялся всеми революционерами и силами за ними стоявшими, как один из инструментов перекройки мира и слома традиционных обществ.
Но верили ли сами кукловоды революционных процессов в то, что это аксиома?
Вульгарный марксизм описывает историю как историю человеческого неравенства. Мол, с тех пор, как одна обезьяна взяла в руку палку, чтобы принудить другую повиноваться, ни о каком равенстве и речи не шло. Сменялись общественные формации, но оставалось деление на классы и эксплуатация человека человеком. Никуда неравенство не исчезло и из современного капитализма, когда у олигарха вертолёт, яхта, и миллионы на счетах, а у работяги «анаком» в тарелке и долги по кредитам.
Но марксизм
оказался несостоятельным. Образно говоря, угнётённые классы тоже взяли в руки палки и прогнали эксплуататоров. Однако марксистам не удалось построить общество, все члены которого были бы равны. Напротив, неравенство приобрело некие новые оттенки.
Следовательно, неравенство работает на каких-то иных принципах.
Сторонники переноса на человеческое общество законов
этологии, применимых в основном в животном мире, утверждают, что неравенство в человеческом обществе имеет биологическое происхождение, и связано с иерархией, которая присуща
трибе человекообразных обезьян.
Может быть, они правы? Вряд ли. Ведь тогда обществом руководили бы настоящие альфа-самцы, какие-нибудь хрипловатые хулиганы с физиономией уголовников, а не слащавые прилизанные банкиры или пузатые политики. На деле же альфа-самцы спиваются в подворотнях и гибнут в войнах, которые развязывают щуплые представители элиты. Эволюция даёт сбой. Мы наблюдаем обратный отбор?
Есть мнение, что человеческое общество больше напоминает крысиный социум, чем социум гоминид.
В статье
«У нас как у крыс» автор Дидье Дезор, исследователь лаборатории биологического поведения университета Нанси (Франция) рассказывает о результатах своих исследований. Он выяснил, что крысы в любой ситуации распределяют между собой социальные роли эксплуататоров, эксплуатируемых, «независимых» и «козлов отпущения». Процесс распределения пищи происходил следующим образом: две эксплуатируемые крысы ныряли в воду за пищей, а по возвращении в клетку два эксплуататора их били до тех пор, пока те не отдавали еду. Лишь когда эксплуататоры насыщались, эксплуатируемые имели право доесть остатки. Крысы-эксплуататоры сами никогда не плавали, но постоянно давали взбучку пловцам. Автоном (независимый) был довольно сильным пловцом, чтобы самому достать пищу, отстоять её и съесть. Наконец, козел отпущения, которого били все, боялся плавать, не мог устрашать эксплуататоров, и поэтому доедал крошки, оставшиеся после остальных крыс. Эту иерархию повторяли все сообщества крыс.
Тогда Дидье Дезор поместил 6 эксплуататоров вместе. Крысы дрались всю ночь. Наутро были распределены те же социальные роли: автоном, 2 эксплуататора, 2 эксплуатируемых, козел отпущения. Такой же результат исследователь получил, поочередно поместив в одной клетке 6 эксплуатируемых крыс, затем 6 автономов и 6 козлов отпущения. В итоге выяснилось: каков бы ни был предыдущий социальный статус индивидуумов, они всегда в итоге распределяют между собой схожие социальные роли. Опыт был продолжен в большой клетке, куда посадили 200 особей. Крысы дрались всю ночь. Утром 3-х крыс, с которых содрали шкуру в назидание другим, нашли распятыми на сетке. Дидье Дезор делает вывод: чем больше в крысином стаде численность населения, тем больше крысиная элита проявляет жестокости по отношению к эксплуатируемым и козлам отпущения. В то же время проявились некоторые отличия: в большой клетке крысы-эксплуататоры создали иерархию своих заместителей (чиновников), чтобы с их помощью навязывать свою власть другим крысам и даже не утруждать себя непосредственно террором эксплуатируемых и козлов отпущения.
Исследователи университета Нанси продолжили эксперимент, исследуя мозг подопытных крыс. Они пришли к неожиданному выводу, что наибольший стресс испытывали не козлы отпущения или эксплуатируемые крысы, а как раз наоборот - крысы-эксплуататоры. Учёные сделали вывод, что эксплуататоры очень боялись потерять свой статус привилегированных особей в крысином стаде и очень не хотели, чтобы однажды их самих вынудили работать или распяли на сетке… [1]
Европейцы, выросшие после Второй Мировой, в сытости тучных годов социал-демократии, привыкшие к заботе государства, декларируемым правам и свободам, вряд ли согласятся с тем, что человеческое сообщество стало напоминать крысиное. Но нельзя отрицать того факта, что среди нас есть индивиды, которые носят социальные роли, очень похожие на вышеописанные. И стоит ещё раз обратить внимание на выводы учёных: эксплуататоры боятся потерять свой привилегированный статус, проявляют жестокость к эксплуатируемым, создают и контролируют аппарат подчинения и будут бороться за сохранение иерархии всегда.
Так что всякий раз, когда с экрана вещают что-то про европейские, демократические, общечеловеческие ценности, права человека и т.д., надо всякий раз стряхивать с себя морок и напоминать себе, что это верховные «крысы»
послали своего заместителя усыпить нашу бдительность, чтобы мы не посмели задуматься о несправедливости существующей иерархии или изменить её, пока они отбирают наши ресурсы и деньги. Ведь у нас демократия, рынок и общество возможностей, разве нет?
.......................................