Aug 19, 2013 09:22
Кто сочинил народную коми-легенду?
Была когда-то такая сверхпопулярная телепередача «Клуб Кинопутешествий». Когда она выходила в эфир, говорят, количество прохожих на улицах уменьшалось, а правоохранительные органы фиксировали сокращение преступности. Обаятельнейший Юрий Сенкевич водил нас по странам и континентам, заглядывая в самые экзотические уголки планеты, приводил удивительные географические подробности из всех сфер жизни. Особенно он любил рассказывать мифы и легенды. Вот он начинает очередной выпуск «Клуба»:
- Есть у народа коми такая легенда. У лесного владыки Яг-Морта была красавица дочь Печора. Полюбила она молодого богатыря Илыча. Но отец был против их счастья. И тогда дочь убежала с любимым подальше от родимого дома. Послал Яг-Морт сыновей, чтобы остановить беглецов, но те не стали мешать влюбленным. Тогда, во гневе, отец превратил беглецов в реки, а ослушников-сыновей в камни. Так и текут с тех пор, Печора и Илыч, вместе,к морю. А на месте их слияния высятся камни-останцы, непослушные сыновья Яг-Морта…
Душевно так повествует обо всем этом Сенкевич. «Ясное дело, - думают телезрители,- сам, поди, слышал эту легенду из уст какой-нибудь коми-сказительницы». Да и на экране показываются как бы подтверждение старинной народной легенды. Вот оно - Илыч впадает в многоводную Печору. А вот и горные останцы, действительно, напоминающие человеческие фигуры.
С особым удовольствием внимал его рассказу я, ибо являлся автором сценария этого сюжета «Клуба Кинопутешествий». И всю эту «народную коми-легенду», с таким чувством преподнесенную Сенкевичем телезрителям, от начала и до конца, я выдумал.
То ли свадьба, то ли тризна
Мы давно привыкли к причудам телевидения. Вот, скажем, на наших глазах чествуют какого-то знаменитого юбиляра. И вдруг, батюшки, свят-свят-свят, к нему подходит с букетом и произносит спич человек, тоже известный, однако, некоторым образом, уже покинувший сей мир. Лишь в конце выясняется: юбилей-то справляется сегодня, а передачу эту, приурочивали к уже прошедшей, предыдущей «круглой дате» знаменитости. И, показанная вторично, через 5 или 10 лет, превратилась она в парад привидений.
На Ухтинском телевидении, где я служил, приключился и вовсе, не поддающийся квалификации, инцидент. Там в ходу были, в силу бедности молодой студии, фото-телерепортажи. Во время демонстрации одного из них, посвященного передовому рабочему Ухтинского нефтеперерабатывающего завода, в телестудии раздался отчаянный звонок:
- Немедленно прекратите эту кощунственную передачу!
В чем дело? А в том, что отснятый телерепортаж, по каким-то причинам, в эфир своевременно не пошел, пролежал на полке, а включили его в программу чуть ли не через год после съемок. За этот срок герой репортажа… умер. Вдова, увидев по телевидению рассказ с показом будто бы живого мужа, о котором теледиктор поведал, что - «Он удивляет окружающих своим мастерством и жизнелюбием…», - упала в обморок, а друзья, взбешенные головотяпством телевизионщиков, позвонили на студию.
Автор телерепортажа, сами понимаете,вместо гонорара, получил выговорешник.
Как Познер защищал изобретателей
В кои-то веки редакцию нашего журнала "Изобретатель и Рационализатор" пригласили участвовать в передаче Центрального телевидения. Мы прибыли в полном составе, благо нас было менее десяти человек, во главе с главным редактором Генри Кушнером. Ведущий, Владимир Познер, с присущей ему доверительностью заявил, что тема «Защита интеллектуальной собственности», которой посвящена передача, ему совершенно не неведома. Зато, мол, здесь для заинтересованного разговора собрались представители многих творческих профессий, которые постараются разобраться в современных проблемах защиты интеллектуальной собственности. Главными экспертами приглашены известные у нас в стране и за рубежом деятели культуры. Если мне не изменяет память, среди них был и популярнейший тогда композитор Микаэл Таривердиев.
Народу в студию набилось множество. Как выяснилось во время дискуссии, тут были, помимо нас, технарей, деятели литературы, искусства и, в основном, шумный, говорливый и нахрапистый эстрадный люд. «Известные люди», попавшие в эксперты, представляли тоже шоу-бизнес.
Вот и пошел разговор о том, кто у кого украл песню, кому не заплатили за исполнение его произведения на радио, эстраде, телевидении. Но в основном топтались на «пятачке» пиратства - незаконного тиражирования кино- и музыкальных произведений на кассетах и дисках. В диспуте особенно усердствовали два-три молодых патлатых юнца, явные представители клаки. Познер, постоянно одергивающий выступающих, этих желторотых ораторов почему-то не трогал. Наверное, эти «подсадные утки» использовались в передаче в качестве некоего оживляжа. Дескать: «А вот как считает простой народ».
Дали слово и нашему главному редактору. Но на его выступлении о печальных проблемах изобретательства шоуменский бомонд и клака явно скучали. Какое им дело до жалкой судьбы отечественных Архимедов и Эдисонов?!
Запомнился такой символический эпизод: наш замечательный изобретатель Станислав Сагаков слегка припоздал к началу передачи, и потерянно колобродил меж рядов в поисках свободного места. Кто-то из телевизионщиков, заметив такое «не по сценарию» движение в кадре, попытались вывести человека без места из студии. Но тут уж пришлось вмешаться нам и втолковать им, ну, прямо по Андрею Платонову, что без Сагакова народ будет неполным.
Но вся эта длинная говорильня была лишь записью будущей передачи. А в эфир она вышла практически без упоминания проблем изобретательства. Главный редактор ИР Кушнер едва мелькнул на телеэкране. Зато патлатые юнцы разглагольствовали во всю о том, как то ли Таривердиева обворовали, то ли он сам кого-то обворовал, и на тому подобные «жареные» темы.