Гештальт

Oct 24, 2014 09:24

Продолжая знакомиться с разными течениями в психологии, шагнем в гештальтизм.


Надо отметить, что гештальтизм  появился как главный соперник бихевиоризма.
В основе этого направления легло понятие гештальта - примерный перевод этого слова с немецкого "форма, очертание, модель..." - то есть нечто целое.

Если кратко обрисовать смысл гештальтизма, звучат это будет примерно так: "Мы воспринимаем мир как целостное образование. Наше восприятие априори наделено смыслом".

Среди пионеров гештальтпсихологии хотелось бы отметить Макса Вертхаймера (в его статье "Экспериментальное исследование восприятия движения" аж в 1912 году он описал, что если одну из двух лампочек быстро включать и выключать, то будет казаться, что она движется вперед-назад - и да, слава ему - ибо это используется в кино, мультиках и неоновой рекламе,  ура)

Честно говоря, я не очень понимаю, почему именно эта статья ознаменовала создание гештальтпсихологии, но это проблема моего интеллекта, конечно - факт остается фактом: движущаяся лампочка взорвала научное сообщество.

Дальше в изучение феноменов психики с точки зрения гештальтов включились Кофка и Кёлер.
Кёлер был очень интересным дяденькой: он работал с Максом Планком, а тот был квантовым физиком. А квантовые физики - люди вообще запредельно мудреные, вы ж понимаете.

И тут мы возвращаемся к любимой теме - на ком изучали гештальтпсихологию изучатели гештальтпсихологии.
Так и вот.

Кёлер юзал шимпанзе. На Канарских островах. Целых семь лет. И даже написал монументальный труд "Ментальность обезъян".

Интересна его работа тем, что он придумал четвертую теорию обучения.
Помните про Павлова с его рефлексами, Скиннера с его обучением поведению и Бандуру с его имитацией? Так и вот.

Кёлер ввел понятие "когнитивного научения".
Мне кажется, это самая прикольная теория научения :)

Суть ее в следующем: обучаемый воспринимает ситуацию целостно. Создайте условия, и он сам догадается.
Ага.

Кстати, феномен "Ага!" (это когда раз и догадался - инсайт) - как раз его открытие.

... если подумать о практическом влиянии этой теории на нашу жизнь, то тут есть как плюсы (уф... можно не париться - как-нибудь сам научится...) так и минусы (нам кажется, что ребенок не замечает, что мы живем бессмысленной жизнью "поел-поспал",  и когда мы периодически орем "почему ты не скрипач??",  ребенок сечет ситуацию как целостную и его "ага" нам могут сильно не нравиться, ибо тыкают нас мордочкой в нами же наделанные кучки, как вы понимаете).

А знаете, как Кёлер догадался про это "Ага"?

Он подвесил высоко бананы и положил рядом палки.
Обезьяны пришли, сказали "Ага!" - и достали палкой бананы.

Только и всего! :)



Ещё один товарищ, который внес свой вклад в развитие гештальтпсихологии - Курт Левин.
Он мне тоже очень нравится, и поэтому именно  ему будет посвящен следующий, очень коротенький, пост.

школы психологии, психологический ликбез

Previous post Next post
Up