Итак, Скиннер, покуривая трубку (я не знаю, почему в моих фантазиях все известные психологи курят трубку), наблюдал за детьми и их родителями, и недоумевал, почему родители шлепают детей, тратя на это кучу энергии, а не используют несильные удары электрического тока, к примеру.
Не ну а чо?
По заднице когда бьешь, можно ж не рассчитать силы. А тут - тыц - и все. Дети довольны, родители спокойны, оперантный рефлекс вырабатывается.
Вы не подумайте, что в этом и заключалась суть советов Скиннера - это так, моя эротическая фантазия.
Скиннер на самом деле подробненько объяснил, что поощрения и наказания по сути - подкрепление поведения.
И это подкрепление бывает разное!
Когда дрессируемый получает конфетку или рыбку после некоего поведения (например, сел и заткнулся по команде) - это называется позитивное подкрепление (в миру - "пряник").
Когда дрессируемый получает по попе после некоего поведения (например, вместо того, чтобы сесть и заткнуться возмущается и орет), и потом боится это поведение повторять, так как по попе больно - это называется наказание (в миру - "кнут") .
Но есть еще вариант: когда дрессируемому, чтобы не получить по попе (избежать неприятностей), надо что-то сделать. Например, сесть и заткнуться заранее, без команды, зная, что так попа точно останется цела.
Тогда это называется негативное подкрепление.
Обратите внимание: при первом и третьем варианте некое поведение (сесть и заткнуться) активизируется, а при втором - наоборот (возмущаться и орать перестает).
И в непонимании этого важного момента заключается главная засада.
Если мы обращаем внимание на дрессируемого только тогда, когда он ведет себя плохо (напился с друзьями, не спросив разрешения у жены), и игнорируем хорошее поведение (не напился с друзьями, а болел за Спартак дома, хоть и с пивком),. то мы подкрепляем плохое поведение.
Особенно если орем в случае пивка за Спартака.
Итак, пришло время раскрыть секреты Скиннера.
Рассказываю рецепт - как правильно научить человека или собачку не писать на ковер и не пить в одиночку.
Трехступенчатый метод тренинга по Скиннеру
1. Определите цель ("финальное поведение").
Мы же часто орем "Не трогай тут!!!!" - а где и что он должен трогать вместо этого представляем себе смутно. Сядьте и нарисуйте схему.
2. Определите начало ("исходное поведение")
"Не делай таааак!!!" - это бессмысленно и неинформативно. Опишите подробно и четко. Причем желательно на родном для дрессируемого языке.
3. Позитивно подкрепляйте КАЖДЫЙ ШАГ ("приращение") в желаемом направлении ("Пописал уже не на ковер, а папе в туфли? Умница!), игнорируя при этом всякое другое поведение ("А что ты накакал в цветочный горшок, я и не заметила...")
Ключевые моменты здесь - последовательность (постоянное подкрепление конкретного поведения конкретным образом) и твердость (придерживаться программы неукоснительно).
Так и только так можно быстро и эффективно менять поведение индивида в нужном вам направлении и получать устойчивые результаты.
У меня есть
шикарный тренинг "Разумное воспитание", где все идеи Скиннера облечены в красивые и четкие алгоритмы. Стань звездой - освой методику научения ребенка или человека чему угодно!
Там, кстати,
распродажа до 5 сентября Ненавязчивая получилась у меня рекламка, да же ведь?
Потренируйтесь позитивно подкреплять поведение на мне - скажите "Умница, Ира", и бегите по ссылке покупать мой тренинг
Завтра, когда вы станете звездами научения детей хорошему поведению , я расскажу вам про Бандруру (БандУру!!!)
Он экспериментировал над детьми.
Но, мне кажется, детям нравилось.