Направления в психологии. Часть 4. Тренинг по Скиннеру

Sep 03, 2014 08:39

Итак, Скиннер, покуривая трубку (я не знаю, почему в моих фантазиях все известные психологи курят трубку), наблюдал за детьми и их родителями, и недоумевал, почему родители шлепают детей, тратя на это кучу энергии, а не используют несильные удары электрического тока, к примеру.

Не ну а чо?

По заднице когда бьешь, можно ж не рассчитать силы. А тут - тыц - и все. Дети довольны, родители спокойны, оперантный рефлекс вырабатывается.

Вы не подумайте, что в этом и заключалась суть советов Скиннера - это так, моя эротическая фантазия.

Скиннер на самом деле подробненько объяснил, что поощрения и наказания по сути - подкрепление поведения.
И это подкрепление бывает разное!



Когда дрессируемый получает конфетку или рыбку после некоего поведения (например, сел и заткнулся по команде) - это называется позитивное подкрепление (в миру - "пряник").

Когда дрессируемый получает по попе после некоего поведения (например, вместо того, чтобы сесть и заткнуться возмущается и орет), и потом боится это поведение повторять, так как по попе больно - это называется наказание (в миру - "кнут") .

Но есть еще вариант: когда дрессируемому, чтобы не получить по попе (избежать неприятностей), надо что-то сделать. Например, сесть и заткнуться заранее, без команды, зная, что так попа точно останется цела.
Тогда это называется негативное подкрепление.

Обратите внимание: при первом и третьем варианте  некое поведение (сесть и заткнуться)  активизируется, а при втором - наоборот (возмущаться и орать перестает).

И в непонимании этого важного момента заключается главная засада.

Если мы обращаем  внимание на дрессируемого только тогда, когда он ведет себя плохо (напился с друзьями, не спросив разрешения у жены), и игнорируем хорошее поведение (не напился с друзьями, а болел за Спартак дома, хоть и с пивком),. то мы подкрепляем плохое поведение.

Особенно если орем в случае пивка за Спартака.

Итак, пришло время раскрыть секреты Скиннера.
Рассказываю рецепт - как правильно научить человека или собачку не писать на ковер и не пить в одиночку.

Трехступенчатый метод тренинга по Скиннеру

1. Определите цель ("финальное поведение").
Мы же часто орем "Не трогай тут!!!!" - а где и что  он должен трогать вместо этого представляем себе смутно. Сядьте и нарисуйте схему.

2. Определите начало ("исходное поведение")
"Не делай таааак!!!" - это бессмысленно и неинформативно. Опишите подробно и четко. Причем желательно на родном для дрессируемого языке.

3. Позитивно подкрепляйте КАЖДЫЙ ШАГ ("приращение") в желаемом направлении ("Пописал уже не на ковер, а папе в туфли? Умница!), игнорируя при этом всякое другое поведение ("А что ты накакал в цветочный горшок, я и не заметила...")

Ключевые моменты здесь  - последовательность (постоянное подкрепление конкретного поведения конкретным образом) и твердость (придерживаться программы неукоснительно).

Так и только так можно быстро и эффективно менять поведение индивида в нужном вам направлении и получать устойчивые результаты.

У меня есть шикарный тренинг "Разумное воспитание", где все идеи Скиннера облечены в красивые и четкие алгоритмы.
Стань звездой - освой методику научения ребенка или человека чему угодно!
Там, кстати, распродажа до 5 сентября

Ненавязчивая получилась у меня рекламка, да же ведь?
Потренируйтесь позитивно подкреплять поведение на мне - скажите  "Умница, Ира", и бегите по ссылке покупать мой тренинг

Завтра, когда вы станете звездами научения детей хорошему поведению , я расскажу вам про Бандруру (БандУру!!!)
Он экспериментировал над детьми.

Но, мне кажется, детям нравилось.

школы психологии, психологический ликбез

Previous post Next post
Up