Направления в психологии - краткий обзор. Часть 1. Откуда есть пошел бихевиоризм?

Aug 28, 2014 12:48

... читая различные рекомендации о том, как выбирать психолога-психотерапевта, часто ловлю себя на том, что представители разных школ пишут совершенно разное.
И клиентам порой  не разобраться слету, "кого слушать".

Думаю, было бы полезно сделать цикл статей по различным направлениям в психологии и методам работы терапевтов - чем и решила заняться в ближайшее время.

Сегодня речь пойдет о незаслуженно забытом бихевиоризме - направлении, в основе которого лежит теория научения.


Вообще научение является ключевой темой психологии.
Как наиболее эфффективно человеку научиться новым моделям поведения? - Ответ на этот вопрос дает ключики к реальным изменениям.

Так и вот.

Научение - это, собственно, изменения в поведении (причем, относительно постоянные) в результате получения опыта.

И первым, кто внес значительный вклад в понимание научения как такового был, конечно, Иван Павлов с его знаменитыми опытами над несчастными собачками.



Он мало того, что доказал существование условного рефлекса (у собачек выделялась слюна на звук и свет - по привычке, так сказать), но ещё и описал затухание, спонтанное восстановление этих самых рефлексов  и вдобавок реакцию на сходные раздражители - генерализацию (типа если привык исходить слюной на крик жены "Борщ готов!" - то это практически  навсегда, даже когда жены уже давно нет поблизости, и кричит соседка визгливым голосом).

И эти открытия господина Павлова позволили объяснить множество форм необычного и нежелательного поведения - к примеру, фобий и сексуальных извращений.

Обрадованные психологи тут же начали использовать эти открытия в т.н. терапии поведения.
Товарищ под фамилией Вольпе, к примеру, разработал десенсибилизирующую терапию: если пациент боялся пауков, и реагировал на них жутким криком и потоотделением, Вольпе демонстрировал ему паука до тех пор, пока пациенту не надоедало орать и потеть не становилось легче. И постепенно фобия сходила на нет.

Другие хитрецы придумали ещё один способ излечивать человека от фобий.
Вместо связи "паук - страх" они предлагали пациенту поразмышлять над приметой "паук - к счастью".
Чтобы связь паука со счастьем образовалась крепко и быстро, в момент демонтрации паука человеку давали что-нибудь вкусненькое.
Этот простой приемчик получил название "Выработка противоположной условной реакции".

Как ни примитивно это звучит, но это работает (можете проверить).

Я так полагаю, что недоеденные пациентами куски шоколадок и пироженок ученые доедали сами, и вскоре их стало от этого подташнивать.
Так родился ещё один  способ терапии - основанной на достижении отвращения к чему-либо.

Вместо шоколадок людям стали вручать рвотное средство.

И вуаля - получаешь удовольствие от курения? Зажуй вот эту каку во время паузы между затяжками. Проблюешься пару-тройку раз - и курение будет казаться тебе адской гадостью.
Продемонстрировав результаты на курильщиках и алкоголиках, ученые самодовольно заявили, что этот метод отлично сработает и на обжорах.



А также  педофилах и других сексуальных извращенцах, включая садистов и мазохистов  (правда, моей фантазии о подобной терапии для этих категорий граждан  не хватает... вероятно, ученые этого направления были большими затейниками).

В то самое время, когда Иван Павлов издевался ради науки над собачонками, другой видный ученый - Эдвард Трондайк, усердно работал над эффективными способами формирования связей.

Его простые, но гениальные  открытия стали аксиомами и активно используются, к примеру, в школах (да, школьное обучение тоже построено на научных достижениях, как ни сложно в это поверить)

Кстати, Трондайк использовал для своих исследований кошечек - запирал их в клетках, где висел шнурочек, дернув за который, кошка могла открыть замок и удрать.
Сначала кошка делала это случайно (от скуки), а потом просекала, что это открывает дверцу - и удирала уже целенаправленно.

Трондайк задумчиво покуривал трубку, наблюдая за очередной удирающей кошкой, и записывал в свой блокнотик "законы научения".

Звучат они примерно так:

1. Закон упражнения - повторение закрепляет научение (гениально, правда? Стоило из-за этого мучить бедных кошечек...)
2. Закон эффекта - вознаграждение закрепляет научение (хорошо, что он был сторонником шоколадок, а не рвотных средств, иначе в школах все могло бы быть "гораздо веселее").

И вот из этих  поразительных исследований и выросла целая школа - бихевиоризм.

Бихевиористы, надо отметить, пошли дальше Павлова и Торндайка - они проводили свои безжалостные эксперименты над людьми.
Душещипательные подробности - в следующем посте. ;) 

школы психологии, психологический ликбез

Previous post Next post
Up