ХОТЬ ГОРШКОМ НАЗОВИ , ТОЛЬКО В ПЕЧКУ НЕ СТАВЬ !

May 15, 2014 21:08

Оригинал взят у v_kolmanovsky в ХОТЬ ГОРШКОМ НАЗОВИ , ТОЛЬКО В ПЕЧКУ НЕ СТАВЬ !

Что делает человек, к словам которого не прислушиваются и предупреждениями которого пренебрегают? Если  он обладает силой и властью, то помешает своим близким совершить что-то непоправимое. Если нет, то у него должно хватить ума, чтобы речей не тратить по-пустому. И только не очень умный человек начинает грозить собеседникам страшными карами и бранить их. Брань того, кто только ею и ограничивается, в расчет обычно не принимается. Люди так и говорят:

Хоть горшком назови, только в печку не ставь!


Мои рассуждения, естественно, относятся только к людям. Человек, даже на вершине власти, обладает ограниченными возможностями, и простоватый, но умный Санчо Панса, в роли губернатора Баратарии, должен был признать правоту одного из своих «подданых». Когда Санчо пригрозил, что заставит его проспать эту ночь в тюрьме, бродяга хладнокровно ответил, что даже губернатор для этого недостаточно могуществен, и  пояснил, что запереть его на ночь в тюрьме  можно, а вот заставить там спать, вряд ли, удастся.

Возможности у Господа совершенно иные. Он может варьировать реальность по собственному усмотрению. На Него не распространяются Им же установленные законы природы. Изменить взгляды и настроения любого человека для Него не сложнее, чем для нас перевернуть кнжную страницу. И если люди, по неразумию, делают что-то, что не нравится их Создателю и Властителю, то Он в состоянии принудить их силою или сделать так, чтобы им самим не хотелось поступать подобным образом. Однако мир по-прежнему полон грешниками...

Издавна придумано объяснение такой нераспорядительности библейского Господа: Он предоставил человеку свободу воли, и тот сам  выбирает себе дорогу. Свобода воли, по моему представлению, должна выглядеть так. Передо мной несколько возможностей, и каждая из них имеет для меня свои преимущества и свои недостатки. Я могу познакомиться с мнением сторонников и противников  той или иной возможности, прикинуть, что сулит мне тот или иной выбор, и свободно принять решение. Моё решение уважают все окружающие, Я сам несу за него ответственность, а что касается самого выбора, то «ничего мне за это не будет»...

Но какая же это свобода воли, если меня предупреждают, что я, конечно, могу делать то, что нахожу нужным, но меня за это накажут? Я не настаиваю на поощрении, но мне разрешили выбирать, и я выбрал. За что же меня наказывать? Какую свободную волю может проявить человек, которого Всемогущий запугивает страшными карами? Более того, где элементарная логика: Господь знает всё. Значит, ему заранее известно, кто испугается его угроз, а кто нет. Значит, первых не надо доводить до нарушения воли Божией, чтобы  не заставлять потом выполнять её из под палки. А вторых, непокорных, надо либо сразу карать, либо чудесным образом изменить ориентацию их мышления, критерии выбора. В любом случае, нет никакого смысла играть с людьми в кошки-мышки, якобы предоставляя им свободу воли. А всякие объяснения о непостижимости для нас замысла Божия вызывают законный вопрос: а откуда вам известно, что он непостижим?.

А сами по себе угрозы и посулы, да ещё неисполняемые, очень скоро теряют силу и никого не пугают. Вот вам образцы: Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его: ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят: "пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселье ваше". Но они будут постыжены. Вот, шум из города, голос из храма, голос Господа, воздающего возмездие врагам Своим.

Попробуем изложить это более внятно по-русски, примерно так: Вы, которые дрожите перед словом Божьим, выслушайте его: Вот, что говорят ваши братья, которые вас ненавидят и гонят из-за Меня: «Пусть Господь продемонстрирует Свою славу, а мы полюбуемся на вашу радость по этому поводу». Но они будут посрамлены. Слышны крики из города, раздается голос из храма, это голос Господа, воздающего по заслугам врагам своим.

Вместо того чтобы продемонстрировать свою мощь и славу, которая должна была бы поразить отступников и привести их к Господу, тот спешит воздать им по заслугам, то есть наказать. Кстати, наказание это остается на уровне пустых обещаний. Во всяком случае, за две с половиной тысячи лет, которые отделяют нас от яростных предсказаний Исайи, верующие страдали гораздо чаще, чем атеисты, и пока ещё массового обращения всего населения нашей планеты к библейскому Богу не наблюдается.

А от того, что происходит сейчас, от показушного выполнения обрядов, от формального почитания святынь нас предостерегает тот же Исайя: «[Беззаконник же,] заколающий вола - то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву - то же, что задушающий пса; приносящий семидал - то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам [в память] - то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их,- так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них: потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне».

Попробуем и здесь разобраться, о чем идет речь: Человек, не соблюдающий установленных Мною моральных правил, но приносящий в жертву быка, так же преступен, как убийца; человек, приносящий в жертву ягненка, так же мерзок, как тот, который душит собак, а тот, кто приносит в жертву муку (это и есть непонятный «семидал»), ничем не оличается от того нечестивца, который использует для этой цели свиную кровь (сама мысль о принесении крови в жертву недопустима, а тут это усугубляется ещё и тем, что свинья животное и вовсе нечистое), а тот, кто воскуряет фимиам, как бы молится идолу. Иными словами, исполнение предписанных обрядов без соблюдения установленных правил морали не заслуга, а преступление перед Господом. Много ли сейчас есть на свете сторонников Иудаизма, Христианства, Ислама, которые сердцем и душою исполняют моральные правила, установленные основателями великих религий? Гораздо легче формально соблюдать ритуальные предписания поздних законодателей.

Мы добрались до конца книги Исайи. Трудно восхищаться красотами и поэтичностью его творения: языка подлинника я, увы, не знаю, а перевод этому не очень способствует. Трудно обсуждать целесообразность его выступлений, не зная детально политической обстановки того времени и эффективности слов пророка. Во всяком случае, видеть в его словах намеки, на нечто происшедшее позднее можно с тем же основанием, как пытаться делать предсказания на основе великих поэм Гомера или Шах-намэ бессмертного Фирдоуси. Всё дело в упорстве и остроумии толкователя. Кто ищет, тот всегда найдет!

Продолжим нашу беседу через неделю.

This entry was originally posted at http://v-kolmanovsky.dreamwidth.org/338937.html. Please comment there using OpenID.

Гении в ЖЖ, Религия, Литература

Previous post Next post
Up