Мне думается - это эпохальное открытие в русской культуре, сделанное А. Ужанковым, опиравшимся на исследования предшественников
Цитаты: (Интервью длинное, здесь кусочки)
В тени ковидных страстей и политических скандалов в исследовательской кабинетной тиши вызрела настоящая сенсация: установлен вероятный создатель первого древнерусского литературного произведения - фактически первый русский писатель - предшественник Пушкина и Толстого. Сенсационная гипотеза изложена в книге «Слово о полку Игореве» и его автор», вышедшей этим летом в издательстве «Согласие». «Культура» беседует с автором книги
Александром Ужанковым.![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/6/64/Uzhankov_A.N.jpg/300px-Uzhankov_A.N.jpg)
«Слово о полку Игореве» обрело автора Напомним, что в прошлом году в «Культуре» уже выходило интервью с профессором Ужанковым «Место сечи изменить нельзя», в котором он рассказал о том, как удалось установить автора «Слова» - игумена Выдубицкого Киевского монастыря Моисея, а также точный календарный отрезок написания великого произведения - зима 1200 года. Но исследователь не остановился на этом, отыскав и обосновав светское - до пострижения в монахи - имя автора шедевра. Все двести с лишним лет изучения «Слова о полку Игореве» оно лежало на самом видном месте.
- Александр Николаевич, не заклевали вас другие исследователи за дерзновенность?
![](https://portal-kultura.ru/upload/medialibrary/e39/VASNETSOV.jpg)
- Пока не получил ни одного аргументированного опровержения или возражения на эту гипотезу ни от своих коллег-филологов, ни от историков. Те, кто серьезно и давно занимается изучением древнерусской литературы и «Словом о полку Игореве», пребывают в некотором замешательстве: кто-то поздравляет, кто-то недоверчиво качает головой.
Сразу скажу: изучение «Слова» требует осмысления огромного багажа накопленных ранее коллективных знаний, и мое исследование опирается на труды предшественников. Главными, конечно, надо назвать академика Бориса Александровича Рыбакова и профессора Наталью Сергеевну Демкову из Ленинградского университета.- То есть, по вашему мнению, автор Киевской летописи и автор «Слова» - одно и то же лицо?
- Именно. Это игумен Моисей, который был и автором летописной статьи, и автором-составителем самой Киевской летописи (последнее убедительно доказано до меня). Любой филолог вам скажет, что создатель шедевра не может быть автором всего одного произведения. К нему он может идти всю свою творческую жизнь.
- А раньше никто не замечал особую роль в летописи Беловода Просовича?
- Замечали. В «Энциклопедии «Слова о полку Игореве» о Беловоде Просовиче сообщается: «В 1968 году в ФРГ была выпущена ротапринтом брошюра «Бѣловолодъ Просовичь. Слово о полку Игоревѣ. Новъгородъ Севѣрскый. Лѣто 6693», содержащая неподписанную статью на украинском языке, в которой Б. П. назван автором «Слова». Поскольку именно ему будто бы поведал Святослав Всеволодович свой сон».
- Выходит, авторство Беловода Просовича уже кто-то открыл?
- Я нигде больше не нашел ссылок на упомянутую выше брошюру, как и ее саму. Однако недавно петербургский лингвист Алексей Бурыкин в примечаниях к своей книге о «Слове о полку Игореве» заметил, что ленинградский языковед Никита Александрович Мещерский на своих семинарах по «Слову» в 1970-х годах также указывал на Беловода Просовича как возможного автора.