Обожаю эту гениальную даму, великого ученого, искусствоведа и многолетнего директора ГМИИ им. Пушкина -
Ирину Антонову.
Ири́на Алекса́ндровна Анто́нова (род. 20 марта 1922, Москва) - советский и российский искусствовед, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в 1961-2013 годах[1]. Президент Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина с 10 июля 2013 года.
Академик АПН СССР (1989). Академик РАХ (2001; член-корреспондент 1997). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995).
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Мы познакомились эпизодически и почти случайно в конце 20 века.
Я привезла из Эстонии в Москву наших гимназистов, которым я преподавала историю искусства.
Как жешь было трудно её организовать, отдельная песня.
В программу экскурсий включила обязательное посещение ГМИИ им. Пушкина на Волхонке.
Поскольку я была уже гражданкой-иностранкой пришлось ставить в музее штампик в росс. визу.
И помогла мне ст.научный сотрудник музея, чьей сестре в Таллинне я обещала позвонить.
В тот 1996 год с большой помпой открылась выставка, (безумно дорогими билетами),
Золото Трои, сокровища археолога Генриха Шлимана. В специально
отведенном зале. Экспозицию охраняли настоящие автоматчики-военные.
Меня провели бесплатно, как искусствоведа из-за границы, хе-хе, что было чистой правдой.
Я успела взять интервью у самой (!) Ирины Антоновой в её кабинете, сняв её слова на видеокамеру. Всего пару минут с её разрешения.
У меня был единственный вопрос:
- Как ученый-искусствовед её статуса, смотрит на глубокое изучение эстонского искусства в школе, взамен мирового?. Вернее, комкая его в учебной программе, за счет эстонского, которое по честному отражено остзейскими художниками в период нахождения в составе России после мира со Шведами.
Тогда я хорошо запомнила фразу Ирины Антоновой.
- Нет, не существует отдельно эстонского искусства. Есть гигантское дерево мировой культуры, где эстонская культура всего лишь один листик на дальней веточке.
Когда я цитировала её мысль, (про худосочную, на мой взглдя, эстонскую культуру, на меня иногда доносили начальству лже-патриоты за "сепаратизм".
Эстония уже отделилась и национализм развивался махровым цветом, с демонстративным отказом от русских учебников. Их тысячами списывали из школьных библиотек в утилизацию.
На смену им прислали совершенно не качественные, с ошибками и наскоро составленные эстонскими авторами. И этот процесс продолжается.
Вклад Ирины Антоновой в науку и образование России - фундаментальный.
Когда я поднималась по розовой мраморной лестнице в музей, была потрясена подписями на ступеньках.
Почему меня тронули эти имена? Тема моего искусствоведческого диплома в УРГУ им. Горького была "Символика в живописи П.Д.Корина и М.В.Нестерова" Я успела пообщаться с ещё живой вдовой П.Д.Корина - Прасковьей Тихоновной в его доме-музее, филиале Третьяковской Галерии.
Click to view