Некоторое время назад это тема обсуждалась (если автор пожелает - поставлю ссылку ;)), но выводы были частично ошибочны, однако встретили поддержку. Вот тогда я и решила написать про ракурс, да все «руки не доходили».
Очень часто то что называют ракурсом таковым не является.
Мне нравится вот это определение ракурса:
Ракурс (франц. raccourci) - в рисовании и живописи изображение человеческих фигур, их членов и вообще всяких предметов в сокращении, обусловливаемом законами перспективы. Хотя предметы, находясь в пространстве, всегда представляются нашему глазу не во всем своем объеме, так что более или менее удаленные от нас их части заслоняются передними частями, кажутся уменьшенными или суженными и в подобном виде воспроизводятся художниками, знакомыми с перспективой и соблюдающими верность природе, однако под словом Ракурс разумеется преимущественно сильное перспективное сокращение - такое, какое является тогда, когда лучи зрения, идущие от близких и дальних частей предмета, сходятся в нашем глазу под очень острым углом. Художнику приходится иметь дело с Ракурсом особенно в тех случаях, когда он изображает предметы, расположенные перпендикулярно или почти перпендикулярно к картинной плоскости, напр. когда он рисует или пишет протянутую прямо к нему человеческую руку или голову, откинутую назад, фигуру, лежащую ногами вперед, летящую снизу вверх и т. п. Древние греки считали Ракурс самою трудной частью рисовального искусства. По установлении законов перспективы многие живописцы, начиная с эпохи Возрождения, любили щеголять Ракурсом, употребляя их преимущественно при росписи плафонов. Самыми замечательными мастерами по части Ракурса считаются Мантенья (картина "Усопший Спаситель" в миланск. музее - Брера), Микеланджело (плафон Сикстинской капеллы), П. Веронезе (плафоны во дворце дожей в Венеции), Корреджо (живопись купола и потолочных сводов в Пармском соборе) и Тьеполо (плафон "Обретение св. Креста" в Венец. акд. худ.). Выказывая свое уменье преодолевать трудности Ракурса, живописец должен, однако, знать известную меру - не изображать таких сокращений, которые почти никогда не наблюдаются в действительности, некрасивы, малопонятны и отзываются фокусничеством. Принимать Ракурс в расчет обязаны также и скульпторы, исполняют ли они барельеф или лепят круглую фигуру; в случае, если последняя предназначается для постановки на каком-либо определенном месте, на некоторой высоте, и на нее будут смотреть с одного главного пункта, необходимо, чтобы она не представлялась зрителю с такими Ракурс, которые вредили бы ее общему впечатлению.
(с) Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) -
http://www.brocgaus.ru/ Это про живопись и скульптуру, понятно, что про фото тут еще нет, но что касается ракурса в портрете - все то же, а ракурс «архитектурный» сегодня уже гораздо понятнее и проще.
Уточнила «сегодня», потому что некогда ракурс в фото был чуть ли не революцией.
Это я снова про Родченко (
смотрим часть первую )
«Суммирую: чтоб приучить человека видеть с новых точек, необходимо снимать обыкновенные, хорошо знакомые ему предметы с совершенно неожиданных точек и в неожиданных положениях, а новые объекты снимать с разных точек, давая полное представление об объекте.» (с) Родченко
Советую почитать письмо Родченко «Пути современной фотографии». Это не практические рекомендации, но очень интересные размышления.
http://www.2x36.ru/articles/rodchenko/rodchenko_puti.htmlНу и вот тут еще немного фото (в первой части было больше ссылок ;))
http://www.stanford.edu/group/Russia20/rodchenko.htm Мне кажется, что теперь должно быть понятно, что же такое ракурс ;)
И напоследок про «любимые» ошибки в этой теме
Ошибка первая (совершенно верно описанная в упомянутом в самом начале сообщении).
Простой уклон фотоаппарата - это еще не ракурс.
Да в обыденной речи часто изменение точки зрения или наклон/поворот называется ракурсом. Но строго говоря, ракурсом это может быть очень редко.
Полученная «картинка» должна быть очень уж необычной.
Ошибка вторая - неверное трактование понятия «перспективное сокращение изображенных предметов» и как следствие путаница между ракурсом и перспективой.
Например бильярдные шары одного размера в реале, но разного на фото (разноудаленные от объектива) - это перспектива, но никак ни ракурс. Ракурс подразумевает перспективу необычную, непривычную, искаженную (хотя слово «искаженная» Дыко считает неверным, т.к. оно носит негативный оттенок, а хороший ракурс фото украшает ;)). Чаще всего именно ОДНОГО объекта.
Если кратко про практику:
- широкий угол
- приближение фотоаппарата к объекту
- уклон фотоаппарата (съемка под углом)
- верхняя или нижняя точка съемки
Надеюсь хоть кому-то помогла ;)