Один быстрый способ как не откладывать важные дела на потом

Jun 15, 2020 18:18



Источник Психологи на b17.ru. Один быстрый способ справиться с, так называемой, "прокрастинацией"
"Прокрастинация", то есть откладывание важных дел на потом - это обобщенная жалоба, с которой толковый психотерапевт, который хочет быстро помочь клиенту, не будет работать. Потому что если он возьмется за эту жалобу именно в такой формулировке, они оба - и клиент, и терапевт - быстро увязнут в мире абстрактных идей. Возможно им обоим, конечно, в этом понравится барахтаться. И у них даже - кто знает - сложится из этого долгосрочное гуманистическое взаимодействие.
Но я сейчас не о такой психотерапии говорю, а о направленной на результат. И чтобы его получить, надо четко понимать, с чем работаешь.

Вот Вы понимаете, что такое "прокрастинация"? И я понимаю, что такое "прокрастинация".
Но я готов с Вами на любые деньги поспорить, что если мы вслепую напишем, что каждый из нас под этим понятием подразумевает и потом сравним - мы увидим разные картины. Потому что я, например, 2 недели не могу приступить писать свое самое великое полотно и компульсивно убираюсь вместо этого в квартире, а Вы, допустим, не можете начать ходить в спортивный зал, потому что много читаете статей на "Б17".

Ну вот, все это дело (и много чего другого) обобщенно зовется среди людей "прокрастинацией". Служит это для удобства, но невероятно запутывает.
И вот если терапевт и клиент занимаются работой против "прокрастинации" - они плывут в лучший мир. То есть, в мир грез и фантазий.
Ну а нам ведь реальный результат хотелось бы получить в итоге?
Поэтому хорошо бы на берегу определиться, что такое лично для Вас "прокрастинация"?
Что не получается начать делать из того, что важно? Первое, второе, третье.
И лучше все сразу сделать письменно.
Можете прям вот сейчас и начать, прежде чем читать дальше.


Теперь хорошо бы переформулировать это из того, что "не получается" в то, что "хотелось бы, чтобы получалось". Дабы нам с Вами не останавливаться в этой статье на проверке Вашей цели - а проверка обязательна - Вы можете сделать это и составить договор с собой на ее достижение, выполнив 17 упражнений из статьи, прежде чем читать дальше.
Будем считать, что Вы уже выполнили проверку, цель подходящая, правильно сформулирована, договор подписан. Идем дальше.

Небольшое отступление - шутейка на тему:


Так не бывет, что "прокрастинация" существует ко всему.
Она существует к чему-то больше, к чему-то меньше. Ну лично для Вас-то вероятность точно небольшая, потому что даже если Вы "прокрастинируете", читая эту статью, вместо того, чтобы помыть посуду, Вы кое-что уже делаете. Вы читаете эту статью. И ее чтение не вызывает "прокрастинации", в то время, как другое дело (мытье посуды) - вызывает.
А если бы Вы, например, писали на завтра доклад по теме "Прокрастинация" и эта статья входила бы в список обязательной к прочтению литературы, то, возможно, приступить к ее прочтению было бы труднее. И, возможно, в этих условиях, мытье посуды стало бы более привлекательным занятием и перестало бы обладать "прокрастинационным потенциалом".

Этим я хочу проиллюстировать идею, что "прокрастинация" - не тотальна и относительна. Она к чему-то - больше, к чему-то - меньше.
Разные люди, в зависимости от их отношения к действительности, будут склонны, в большей мере, "прокрастинировать" - каждый по отношению к разным делам.
И даже у одного и того же человека в разных ситуациях направление "прокрастинации" будет меняться.

Но если уж вдруг так получается, что, действительно, Вы "прокрастинируете" по отношению ко всему вообще, не встаете с кровати, страдаете и это длится больше месяца - самое время серьезно задуматься и показаться врачу-психиатру. Возможно, проблема гораздо серьезнее и психологические методы воздействия не будут для Вас эффективны.

Ну а дальнейшая часть статьи, все же, будет полезна тем, кто вспомнил из своего опыта, что их "прокрастинация" ведет себя гибко и дипломатично.

Предлагаю по отношению к ней вести себя аналогично.
То есть враждовать с ней и искоренять ее мы не будем. Да это и не нужно, и в какой-то степени даже утопично. А эту ее особенность мы просто обернем Вам же на пользу.

Самое время составить список всех дел, которые нужно переделать - в ближайшее время или в перспективе.
Они могут быть самые разнообразные, чем больше, тем лучше, но и их должно набраться не менее 10.
Здесь нужно постараться и поработать "прокрастинатором 3-го типа" с картинки.

Теперь все эти дела нужно проранжировать по двум шкалам
1) от самого важного к самому маловажному;
2) от самого простого к самому сложному.
В итоге у Вас должно получиться 2 списка, где одни и те же дела расставлены в разной последовательности.


Теперь нужно вернуться в начало и вспомнить, какие именно дела не получается делать и найти их в каждом из списков и выделить.
Лучше взять какое-то одно дело - для начала. С другими можно будет сделать то же самое.
Итак, нужно понять, на каких местах это дело находится в этих списках.
Начать лучше со списка "по важности". Если дело находится где-то на "неважном" краю, то все очень просто.


Самое время понять, зачем Вы тогда вообще им занимаетесь.
И попробовать придать ему важности, чтобы поднять его в рейтинге до первых мест. Оно должно быть важным для Вас, иначе это чистое и бесполезное насилие над собой.
Если оно важное для кого-то другого, а для Вас - неважное, то проблема, вероятно, не столько в "прокрастинации", сколько в Ваших с этим человеком отношениях.
И разбираться нужно, в первую очередь, в них.


А для тех, кто не понимает на английском, я переведу: "Сизиф выбирает более важные дела" ;)
Если проблематичное дело находится на "важном" полюсе, время посмотреть, на каком месте оно находится "по сложности".
Если оно притаилось на "простом" полюсе, значит что-то не так с его важностью (она низкая) или Вы с собой неискренни в чем-то.

В таком случае нужно вернуться назад и пересмотреть списки и, в случае необходимости, переделать их по-новой. Если дело находится на "сложном" полюсе, нужно сделать две вещи.


Во-первых, нужно понять, можно ли это сложное дело разделить на более простые части.
Например, написание целой книги можно разделить на написание глав и даже отдельных страниц. Тогда нужно большое дело разделить на маленькие. И добавить их в первоначальный список, как самостоятельные дела. И получившийся список опять проранжировать "по сложности" и "по важности". И снова проделать предыдущую последовательность действий.


Во-вторых, нужно подумать, есть ли еще более сложные дела, чем это.
Например, разбирать кладовку тяжелее, чем писать определенную главу книги. Желательно вспомнить несколько таких дел и вписать их в первоначальный список и проделать повторно всю предыдущую последовательность действий.


В итоге должна получиться картина, что проблематичное дело является одним из самых важных в списке "по важности" и где-то в середине списка "по тяжести".
Только если это получилось, можно приступать к главному и завершающему этапу.
Чтобы добиться успеха в этом деле, нужно 95% усилий направить на подготовку.


Допустим, все получилось, как надо.
Теперь возьмите список "по сложности" и посмотрите, какие дела являются более сложными для Вас, чем проблематичное дело.
По идее, если все правильно получилось, у этих дел меньшая важность на данный момент.
Теперь нужно перевести свое внимание на эти более сложные дела.
Отложите пока в сторону дело, которое вызывало "прокрастинацию", сделайте себе с ним перерыв.


Сейчас Вам нужно целенаправленно заниматься этими более сложными делами.
Нужно замотивировать себя ими заниматься так, чтобы они стали для Вас на это время более важными.
И теперь Вы должны их обязательно выполнить первыми.
Как только Вы их выполните, можете приступать к проблематичному для Вас делу. Но не раньше.
Пока Вы не переделаете все эти более сложные дела, запретите себе и не смейте браться за дело которое вызывало "прокрастинацию".


Хитрость в том, что как только вы займетесь более сложным и временно более важным делом, Вы начнете по отношению к нему "прокрастинировать".
Не сдавайтесь так легко, ругайте себя наказывайте, сопротивляйтесь.
Вам надо во что бы то ни стало сделать эти более сложные дела.

Вы и не заметите, как появится желание заниматься делом, которое раньше вызывало "прокрастинацию". Но помните, Вам нельзя за него браться, пока Вы не закончите с новыми делами!

Желаю Вам внимательно выбирать цели, верно формулировать их и правильно достигать. Будьте здоровы!

Автор Олег Немыкин, Врач-психотерапевт, Семейный терапевт
г. Санкт-Петербург

Источник Психологи на b17.ru. Один быстрый способ справиться с, так называемой, "прокрастинацией"



тайм-менеджмент, прокрастинация, психология, психика

Previous post Next post
Up