Москворецкая шлюзованная система представляет собой несколько судоходных однокамерных шлюзов и плотин, расположенных на реке Москве в Москве и Московской области, и предназначена для обеспечения судоходства ниже Южного речного вокзала и порта Москвы до Коломны.
В состав системы входят следующие гидроузлы и шлюзы:
-
Перервинский гидроузел(Москва);
-
Гидроузел Трудкоммуна (Московская область, Дзержинский);
-
Гидроузел Андреевка (Московская область, Лыткарино);
-
Гидроузел Софьино (Московская область);
-
Гидроузел Фаустово (Московская область);
Москворецкая шлюзованная система была построена акционерным обществом «Товарищество Москворецкого туерного пароходства» в 1874-1877 гг. для плавания судов за конной тягой с проходной глубиной 70 сантиметров.
Общее падение реки в 16 метров было распределено между шестью плотинами.
Все Москворецкие плотины были одинотипными с поворотными фермами Поаре. Затворами первоначально служили деревянные спицы, затем щиты Буле. В период весеннего половодья и в дождевые паводки плотины разбирались и суда проходили через их пороги.Шлюзы были однокамерными, за исключением двухкамерного Перервинского. Камеры представляли собой корытообразные выемки с укрепленными откосами и имели длину 205 метров, ширину по дну 15,6 метров. Устои шлюзов были выполнены из камня.
В 1902 году система перешла в ведение Московского округа путей сообщения. В 1920-1932 гг. были реконструированы все 6 плотин. По шлюзам была проведена небольшая модернизация.
В 1933-1937 гг. одновременно со строительством канала Москва-Волга на месте низконапорных Перервинских сооружений были построены два шлюза, плотина и ГЭС - сейчас это шлюзы №10-11.
В тоже время из-за отсутствия больше надобности были разобраны оказавшиеся в зоне подпора Бабьегородская плотина и Краснохолмские шлюзы, расположенные в центре Москвы на Водоотводном канале.
В 1936 году Москворецкие шлюзы вошли в состав Московско-Волжско-Окского бассейнового управления пути, которое в 1942 году было переименовано в Московско-Окское бассейновое управление пути.
В 1958 году Москворецкая шлюзованная система перешла в подчинение Управления канала имени Москвы - ныне ФГУП «Канал имени Москвы».
Коренная реконструкция шлюзов Москворецкой системы проведена в 1961-1972 гг.
Новые шлюзы получили увеличенные габариты: длина камер стала составлять 270 метров, а ширина - 18 метров.
Все плотины были строились из сборного железобетона. Кроме того они были построены в новых деривационных (водопропускных) каналах, рассчитанных на пропуск судов грузоподъёмностью до 2000 тонн.
В 1983-1989 г.г. построены новые железобетонные судоходные плотины на гидроузлах
«Андреевка» и
«Трудкоммуна».
Плотины имеют два пролета: судоходный шириной 50 метров и водосбросный шириной 25 метров.
Пропускная способность системы определена 12,5 млн. тонн в навигацию. Весь груз - песок и строительные материалы. В навигацию через шлюзы Москворецкой системы проходят и пассажирские круизные суда, следующие из и в Москву, на Южный речной вокзал.
Источник:
![](https://ic.pics.livejournal.com/7dogs/31502364/1109887/1109887_original.png)