Источник:
Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Канал имени Москвы избавил дороги Центральной России и столицы от сотен тысяч грузовиков МОСКВА. В недавно завершившуюся навигацию-2018 Московский бассейн внутренних подных путей пропустил около 30 млн тонн грузов. Большую часть из них составили минерально-строительные материалы, которые шли в столицу.
Основным водным путем для перевозчиков остается рукотворное русло Канала имени Москвы.
Водные артерии Центральной России уже сегодня могут увеличить объем грузопотока в 2,5 раза и пропускать ежегодно 70 млн тонн разнообразных товаров, продуктов и сырья.
В структуре перевозок 85% грузов приходится на щебень, песок и песчано-гравийные смеси. В свою очередь, 8%-долю занимает промышленное сырье, 6% - нефтепродукты и 1% - зерновые, лесные и прочие грузы, - отмечает руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин.
Основным потребителем этого грузопотока является российская столица.
Как крупный финансово-индустриальный центр Москва нуждается в строительных материалах, промышленном сырье и оборудовании для реализации важных инфраструктурных проектов.
Стройматериалы перемещаются, в основном, по искусственному водному пути «Канала имени Москвы», а также по Оке и Москве-реке - непосредственно в столицу или на Волгу (с Волго-Балтийского бассейна транзитом через Рыбинск).
Минеральные строительные материалы грузят и везут с Волго-Балта и Кимр в Тверь и Москву (пункты выгрузки Северной речной порт, Сходненский причал, причалы в районе Красной Пресни, Южный речной порт и Беседы), а также с месторождений на Средней Оке (Рязанская область) в сторону столицы (Беседы).
Отправными точками промышленных грузов (сырье и оборудование) являются погрузочные пункты на Волге - Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Сызрань, Самара, Тольятти, Бузан. Со всех регионов Московского бассейна идут баржи с металлоломом в Череповец, где находятся крупные перерабатывающие предприятия.
Нефтяные и зерновые грузы по Московскому бассейну проходят большей частью транзитом: их конечный пункт назначения - Санкт-Петербург.
Зерно сюда идет водным путем из портов на Волге и Каме (Астрахань, Тольятти, Болгары, Жигулевск, Чистополь).
А нефтепродукты поступают в Северную столицу из Астраханской области через перевалочные пункты в Ярославле и Кстово.
В Москву же по воде доставляют судовое топливо для бункеровки флота.
Существующая пропускная способность объектов инфраструктуры Московского бассейна водных путей позволяет увеличить объем перевозок в разы.
«Потенциально мы можем пропускать ежегодно более 70 млн тонн грузов, - уверен Г.Елянюшкин. - Водные магистрали сегодня являются едва ли не единственной альтернативой для перегруженных в центральном регионе и неразвитых на периферии автомобильных дорог. Если представить сезонный грузопоток как разовую перевозку, можно сказать, что мы сняли с задыхающихся автомагистралей столицы и Большого Подмосковья около 2 млн грузовиков вместимостью 15 тонн каждый».
Очевидно и ценовое преимущество водных перевозок.
Пользуясь речным транспортом, оператор тратит в среднем 1,5 руб. за 1 тонн/км.
При использовании железнодорожного сообщения перевозка обходится в два раза дороже - 3 руб. за 1 тонн/км.
А самая дорогая - автомобильная транспортировка: 4 руб. за 1 тонн/км.
Чтобы увеличить объемы транспортировки и перевалки грузов в Московском бассейне, «Канал имени Москвы» привлекает инвесторов для развития причально-портовой инфраструктуры, сотрудничает с поставщиками нерудных строительных материалов и транспортными компаниями.
«Низкая себестоимость перевозок, возможность транспортировки негабаритных и крупногабаритных грузов, а также высокий уровень безопасности и экологичности - все это конкурентные преимущества водных артерий. Сегодня они имеют большой потенциал для развития. Задачу увеличить объем грузоперевозок по воде ставит Федеральное агентство морского и речного транспорта, Минтранс РФ и лично министр транспорта России Евгений Дитрих. Мы готовы обеспечить речной транзит необходимого сырья и материалов. Бизнесу остается только грамотно воспользоваться имеющимися мощностями «Канала имени Москвы», - подчеркнул Герман Елянюшкин.
Досье:
ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом, выполняет функции органа государственного управления на внутренних водных путях в 12 субъектах Российской Федерации. Объекты предприятия включают 235 гидротехнических сооружений и 3842 водных путей.