Пассажирский пароход "Гуроник", выброшенный на камни Великим ураганом 1913-го
Текст и фото взято у
Сергей Апрелев 7-11 ноября 1913 года на Великими американскими озерами бушевал шторм, по праву заслуживший имя Великого!
Он погубил 12 судов и более 270 человек, выбросил на камни еще 30 судов вплоть до новейшего балкера водоизмещением за семь тысяч тонн, а стоимость ушедших на дно грузов превысила миллион долларов в тогдашних ценах.
Убытки от разрушений на суше и вовсе не поддавались исчислению...
С точки зрения ученых Великий шторм стал откровенным феноменом.
Осень 1913-го выдалась на редкость теплой, хорошая погода держалась вплоть до начала ноября. Но все хорошее имеет свой предел...
7 ноября разразился шторм, северный ветер порывами достигал 80 км/ч, разведя на Мичигане и Верхнем озере трехметровую волну. Дождь перешел в снег.
Впрочем, местные моряки видали и не такое. На следующий день ветер начал слабеть, а временами из-за туч проглядывало солнце.
Тем временем над Вашингтоном сформировался новый циклон, к полудню слившийся в "могучем экстазе" с уходящим, образовав супер-циклон, который внезапно развернувшись кругом, устремился на север.
Корабельных радиостанций еще не существовало, а значит предупредить штормующие суда было невозможно...
К полудню 8 ноября над озером Мичиган ветер достиг скорости 90 км/ч, продолжая усиливаться, а к вечеру шторм охватил озера Гурон и Эри.
Но самое главное, за какой-то час северный ветер отошел на запад, превратив безопасные укрытия под крутым канадским берегом в смертельные ловушки - не успевшие отойти суда просто выбрасывало на скалы.
К воскресенью 9 ноября шторм бушевал уже над всеми озерами.
Ураганный ветер, превышавший 160 км/ч, срывая гребни с волн, перемешивал брызги с густо валившим снегом. Видимость упала до нуля.
Для Великих озер, как для любого мелководья, характерны очень короткие волны с периодом пять-восемь секунд.
Не совпадая с направлением волн, ветер разворачивал суда бортом к 12-метровым валам, вызывая опрокидывание.
К этому времени на берегу снежная буря намела метровые сугробы, парализовав железнодорожное сообщение, а оборванные телеграфные провода обеспечили полную потерю связи с внешним миром обширных районов США и Канады.
На улицах Кливленда ветер стаскивал с рельс увязшие в сугробах трамваи.
Лишь вечером 11 ноября шторм начал ослабевать, склоняясь на северо-восток Канады.
Берега озера Гурон были усеяны обломками кораблекрушений и телами погибших моряков, а в устье реки Сент-Клэр кверху днищем плавал неизвестный пароход, опознать который удалось лишь с помощью водолазов - это был 155-метровый балкер «Чарльз С. Прайс»...
Крупнейшей жертвой урагана стал новейший канадский балкер «Джеймс Каррузерс», без вести пропавший с грузом зерна на озере Гурон (водоизмещение - 7862 брт, длина - 161 м, ширина - 18 м, высота борта - 8,2 м).
«Каррузерс» прекрасно показал себя в ходе эксплуатации, но разъяренное озеро вернуло лишь тела нескольких моряков его экипажа, опознать которых удалось только по спасательным жилетам. Где и при каких обстоятельствах погиб балкер неизвестно до сих пор...
Причины бешеной ярости здешних октябрьских штормов смогли разгадать лишь исконные обитатели этих мест - индейцы-гуроны: на дне Великих озер обитают ведьмы, весь год они собирают волшебные травы, а осенью выходят на сушу и разжигают свои колдовские огни под котлами, в которых варятся колдовские зелья... Орудуя в них поварешками все быстрей и быстрей, ведьмы порождают ураганы.
Озера не препятствуют ведьмам, ведь им достаются души моряков, ставших жертвой штормов. Похоже, ведьминское варево ноября 1913-го удалось, как никогда...