По Каналу имени Москвы

Oct 16, 2017 06:01

Оригинал взят у uritsk в По Каналу имени Москвы



Практически все речные маршруты из столицы (за исключением некоторых круизов по Оке и Москве-реке) начинаются от причалов Северного речного вокзала, расположенного на Химкинском водохранилище канала имени Москвы. Канал имени Москвы (до 1947 года канал «Москва - Волга») был построен в 1932 - 1937 годах и соединяет Москву реку с Волгой. Канал играет очень важную роль в жизни столицы - он снабжает Москву водой, обеспечивая около 60% всей потребляемой городом воды, служит для обводнения Москвы-реки, обеспечивает электроэнергией многие предприятия Московской области (на канале сооружены 8 ГЭС), образует глубоководный путь, соединяющий столицу с Волгой, крупными городами Поволжья, а через другие межбассейновые соединения - с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями. Название «Москва - порт пяти морей» известно, думаю, каждому. Кроме того, нельзя не отметить, что канал имени Москвы и его водохранилища давно стали излюбленными местами отдыха москвичей и жителей Подмосковья.

Канал начинается от Иваньковского водохранилища на Волге, откуда волжская вода по северному склону с помощью пяти насосных станций подается на водораздел, на котором находятся несколько крупных водохранилищ (Икшинское, Клязьминское, Пестовское, Пяловское, Химкинское, Учинское). Из заповедного Учинского водохранилища очищенная волжская вода по Восточному водопроводному каналу подается в столицу для водоснабжения города. Судоходная трасса канала состоит из двух склонов и протяженного водораздела между ними. По Северному склону суда поднимаются от Волги до водораздельного участка по шести ступеням-шлюзам. Южный склон канала находится в черте города Москвы в районе Тушино - здесь расположены два двухкамерных шлюза, по которым судоходная трасса канала спускается от Химкинского водохранилища до Москвы-реки.

В конце вводной части нельзя не упомянуть, что это уникальное, масштабное и жизненно важное для города сооружение было возведено всего за пять лет силами сотен тысяч политзаключенных ГУЛАГа, многие из которых погибли на строительстве…

Итак, путешествие начинается от Химкинского водохранилища и Северного речного вокзала. Теплоход пройдёт водораздельную часть канала, пересечёт несколько водохранилищ, после чего пройдёт шесть шлюзов, в которых опустится суммарно на 49 метров, и выйдет в Волгу.

1. У причалов Московского Северного всегда оживленно.




2. Северный речной вокзал был построен в 1937 году по проекту архитектора А.М. Рухлядева одновременно со строительством канала имени Москвы. Здание выполнено в форме огромного корабля со шпилем и широкой центральной лестницей с барельефами и является памятником архитектуры. К сожалению, оно давно находится в аварийном состоянии, несколько лет назад было закрыто для посещения и его перспективы пока туманны.




3.




4. На фоне этого паровоза с надписью «И.Сталин» я несколько раз фотографировался в детстве. :)




5. «Как провожают пароходы…» Проводить круизный теплоход в рейс приходит, как правило, довольно много народа.




6. До свидания, столица! До свидания, любимый Московский Северный! :)




7. Вскоре после отправления теплоход проходит под мостами Ленинградского шоссе и МКАД (на дальнем плане)…




8. За ними высится знаменитая арка моста Октябрьской железной дороги.




9. А ещё чуть дальше идёт строительства моста новой скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург.




10. Теплоход оставляет за кормой Химкинское водохранилище и следует соединительным участком канала.




11.




12. Раньше «Ракеты» на подводных крыльях выполняли пригородные рейсы, останавливаясь на многочисленных пристанях вдоль канала. Сейчас они работают как прогулочные без промежуточных остановок, доставляя москвичей в зоны отдыха на Клязьминском водохранилище.




13. Заградительные ворота N121 разделяют соединительный участок канала и расположенное далее Клязьминское водохранилище. Всего на Канале имени Москвы 7 заградворот, с помощью которых при необходимости ремонта или для иных эксплуатационных нужд можно изолировать ту или иную часть канала. Надо сказать, все гидросооружения канала оформлены очень ярко и монументально, в «сталинском» стиле.




14. Продолжаем движение. Впереди показался мост Савеловской железной дороги. Расходимся с 5000-тонным сухогрузом типа «Волго-Дон». Видимо, везет щебень из Карелии.




15. Теплоход «Максим Горький» - одно из уникальных судов. Он был построен в 1934 году в единственном экземпляре как личный теплоход Сталина, в 1934 - 1941 году на нём отдыхали многие известные члены ЦК Партии, во время войны он был переведён в Куйбышев, где была резервная ставка Сталина, а после 1945 года продолжил обслуживание представителей Дипкорпуса, делегаций министерств и ведомств СССР и союзных республик. В начале 2000-х теплоход-ветеран был реконструирован и теперь является одним из лучших прогулочных судов столицы. На нём проводятся праздники, банкеты, корпоративы, речные прогулки.




16.




17. Теплоход выходит на просторы Клязьминского водохранилища и направляется под пролёты моста Дмитровского шоссе. В небе оживлённо - совсем рядом расположен московский аэропорт Шереметьево, самолёты здесь всегда проходят низко над головой.




18. За Клязьминским водохранилищем протянулась цепь других водохранилищ - Пяловское, Пестовское, Икшинское, связанных короткими соединительными каналами.




19.




20.




21. На берегу Пяловского водохранилища возле пристани Витенёво стоит очень красивая церковь. Стоявший здесь прежде храм был разобран во время строительства канала в 30-х годах. А нынешний был воссоздан относительно недавно, в 1998-2001 годах.




22. Канал имени Москвы - любимое место отдыха москвичей и жителей Подмосковья. Как классно тут летом!




23. Теплоход выходит на просторы Пестовского водохранилища. Вечереет… Тишина, спокойствие, фантастически красивый закат над гладью воды.




24.




25.




26. Ещё один короткий канал соединяет Пестовское водохранилище с Икшинским.




27. Минуем заградворота N108




28. Солнце ушло за горизонт, небо и вода играют мягкими сиреневыми оттенками.




29. А это плавучая баня пансионата Солонцово. Очень классная штука! Весной, летом и осенью баня выходит на середину водохранилища, и после парной можно нырять прямо в воду. А зимой она стоит у причала возле берега, и из парилки ныряешь в прорубь.




30. Оставив позади Икшинское водохранилище, теплоход приближается к шлюзу N6. Шлюз N6 - первая ступень водной лестницы, по которой нам предстоит спуститься к Волге (до неё отсюда ещё 71 км).




31.




32. Рядом со шлюзом находится посёлок Икша и буквально в нескольких сотнях метрах - одноимённая железнодорожная станция Савеловского направления, со стороны которой доносятся гудки и шум электричек.




33. Пока теплоход стоял в шлюзе, успело окончательно стемнеть…




34.




35. В шестом шлюзе судно опускается на 8 метров.




36. Покидая шлюз N6, мы уже видим следом за ним шлюз N5, расположенный буквально в нескольких километрах. Пятнадцать минут хода - и мы входим в следующую ступеньку водной лестницы.




За ночь теплоход проходит шлюзы N4 и N3 (один из самых красивых на канале - на его башнях установлены медные модели каравелл Колумба), затем минует Яхрому, Дмитров и Перемиловские высоты, являвшиеся ожесточённым рубежом обороны советских войск во время войны. А далее начинается длинный и прямой как стрела участок соединительного канала, в конце которого находится следующий шлюз N2.

37.




38. Пройдя шлюз N2, теплоход оказывается на уровне Иваньковского водохранилища Волги. Впереди свободный участок канала. До выхода в Волгу остаётся менее 15 километров.




39. Раннее утро, тишина, прохлада, лёгкий туман над водой. При вечернем отправлении из Москвы я люблю встать пораньше, чтобы посмотреть последние километры канала и выход на Волгу. Я очень люблю эти места!




40. Вдоль трассы канала проходят шоссе и железная дорога. На берегу установлен постамент города-наукограда Дубны.




41. Минуем последние на нашем пути заградворота N104. Впереди - Иваньковское водохранилище и Волга.




42.




43. Паромная переправа N1 является одной из достопримечательностей Дубны. Раньше на канале было много переправ, но в настоящее время функционируют две - в Мельдино и здесь. Интересно, что левый по ходу движения берег канала здесь принадлежит Тверской области, а правый - Московской.




44. Справа по ходу минуем старинный монументальный маяк.




45. Последний километр канала…




46. Далее судовой ход разделяется. Далеко влево уходит Иваньковское водохранилище («Московское море»), образованное плотиной одноимённой ГЭС и протянувшееся вверх по Волге на 120 километров до города Твери.




47. Мы же поворачиваем направо и идём в шлюз Иваньковского гидроузла. Навстречу из Волги в Москву идёт крупное судно река-море типа «Нефтерудовоз».




48. У входа в Иваньковский шлюз, в том месте, где Канал имени Москвы берёт своё начало из Волги, установлен монументальный памятник Ленину.




49. Раньше напротив него стоял аналогичный памятник Сталину, но в конце 1950-х он был уничтожен, и до наших дней сохранился лишь масштабный постамент.




50. Иваньковский гидроузел - первый на Волге. Его шлюз также считается шлюзом N1 Канала имени Москвы.




51. Закончив шлюзование, теплоход выходит на Волгу.




Путешествие по Каналу имени Москвы закончено.

водохранилище, Волга, канал им.Москвы, флот, Москва, канал, речной транспорт, река, шлюз

Previous post Next post
Up