Волго-Донский судоходный канал. Из истории канала. 31 мая 1952 года Дон пошел навстречу Волге

Jun 03, 2017 16:54



Источник: ИСТОРИЯ КАНАЛА, СОЕДИНЯЮЩЕГО ВОЛГУ С ДОНОМ.(Москва,31.05.2017)
Москву называют портом пяти морей, и обычно это название связывают с каналом “Москва-Волга”, открытом в 1937 году. И это правильно.

Но при этом забывают, что не менее значимым в этом названии является другой, мы его сегодня воспринимаем, как само собой разумеющееся, канал, открытый 65 лет назад, - Волго-донской судоходный канал. С ним много связано историй, легенд, устных преданий, которые сегодня, мало, кому известны.

История канала, соединяющего Волгу с Доном, восходит к временам Петра 1.
Еще в 1690 году великий преобразователь задумал соединить с помощью канала Каспийское и Черное моря. Смело размахнулся первый Российский Император, но не соразмерил свой замах с возможностями тогдашней России, и осталось от той задумки только необычное название одной железнодорожной станции между Камышиным и Волгоградом - “Петров Вал”.

Шли столетия, вопрос Волго-Дона витал в воздухе, но не находил практического решения. На это было много причин.

14 мая 1918 года. Этот день - первая страница советской истории Волго-Дона. Ленин подписывает декрет о Волго-донском канале. Его сооружение объявляется задачей первостепенной государственной важности. Но лихолетье Гражданской войны не позволяет вплотную заняться этим делом.

Начинается индустриализация страны и на повестку дня опять ставится вопрос о Волго-Доне.


"Волго-донской, судоходный канал им. Ленина в СССР, соединяющий р. Волгу у Волгограда, с р. Дон у г. Калач. Длиной 101 км, глубина не менее 3,5 м., 13 шлюзов. Открыт в 1952 г."

Чтобы основательно проверить все расчеты и обоснования, на водоразделе вблизи станции Тундотово прорывается небольшой опытный канал. Здесь проводились различные эксперименты, изучались образцы креплений, фильтрационные свойства откосов. Но и у этого проекта оказались серьезные недостатки - он не решал всех проблем, связанных с судоходством и орошением. Но был накоплен богатый фактический и научный материал, создавались уже первые отряды строителей, когда стране вновь пришлось взяться за оружие.

В 1942 году на громадном пространстве междуречья начинается великая битва за Сталинград.

Окончилась Великая Отечественная война майской победой нашего народа в 1945 году. И через три года после войны от южной окраины Сталинграда до Калача развернулся фронт строительства Волго-донского канала.


Армия его строителей рассредоточилась по всему фронту, образовав отдельные районы стройки. Сюда двинулись колонны мощных грузовиков, тракторов, бульдозеров, скреперов, сюда шли железнодорожные составы с экскаваторами, портальными кранами и другой техникой. В знойной степи занимали исходные рубежи землеройные богатыри - шагающие экскаваторы, а на воде - земснаряды. Оседлав технику, строители поднялись в наступление на полупустыню.

Утром 31 мая 1952 года Дон пошел навстречу Волге. Свершилось! 11 июня 1952 года публикуется в газетах и передается по радио Постановление Совета Министров Союза ССР "Об открытии Волго-донского судоходного канала". Более шести тысяч строителей награждаются орденами и медалями, а двенадцати присваивается звание Героя Социалистического труда.


Так гласят официальные сообщения и пафос публикаций тех лет. Восторженно о канале и его строителях писал Михаил Шолохов. В очерке "Первенец великих строек" (1952) - "Создавая великие сооружения, мы радуемся, мы улыбаемся, но это не самодовольная улыбка, а улыбка победителей, улыбка тех, кто уверенно глядит в грядущее счастье человечества...".

Но, к великому сожалению, большой писатель ошибся. Великая стройка завершена. Но все умалчивают о том, что основной строительной силой на канале были не комсомольские ударные бригады, а зэки второго поколения. Если Беломорско - Балтийский канал строили в основном политзэки, то Волго-донской бывшие полицаи, дезертиры, побывавшие в немецком плену..., но в обоих случаях - это были рабы сталинского государства.


Одним из руководителей строительства Волго-донского канала был инженер-подполковник Лысов Александр Алексеевич, потом он строил Асуан в Египте и о нем в свое время писал Анатолий Аргановский в газете “Известия”. С ним встречался писатель Виталий Гузанов, который передал мне его рассказ о Волго-Доне:

- Канал строили послевоенные зэки. Там были разные люди. Условия работы и быта их были невыносимы. Но сроки стройки канала были минимальны и из этих людей выжимали все. Кроме основной работы по строительству, они еще должны были претворять в жизнь Сталинский план преобразования природы (был такой) - сажать лесозащитные полосы. Сколько этих людей умерло тогда, никто не считал. Если по Беломорскому есть какая-то статистика, то здесь даже нет упоминаний о том, что канал строили зэки. Это была ударная стройка. И канал, длиной в 101 км, с его 13 судоходными шлюзами, тремя насосными станциями, 13-ю плотинами и дамбами, семью водосбросами и водоспусками, 8-ю мостами, двумя аварийно-ремонтными заграждениями, паромными переправами, пристанями и приканальной стокилометровой автодорогой был построен менее, чем за четыре года....

Зачем такая спешность, такие затраты и жертвы?! Объясняется просто - стратегическая необходимость и воля вождя "всех народов" Сталина, с которой шутить никто не мог.


Не прошло и года с момента победы антигитлеровской коалиции над фашизмом, а в Фултоне (США) 5 марта 1946 года Черчилль обозначает идеи нового противостояния, где противником называется Советский Союз. Это практически начало "холодной войны", контуры которой обозначаются в "доктрине Трумэна", заявленной президентом США 12 марта 1947 года. Истории свойственно повторяться, иногда....

Сталин не хочет уступать в этой гонке вооружений Западу, и лично берет под контроль все военные программы.

В своей книге “Крутые повороты” Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов пишет, что "После окончания войны в 1945 году мною был представлен десятилетний план проектирования и судостроения...".
В этом плане подводные лодки стояли на третьем месте. На первом месте были авианосцы, вокруг которых и разгорелись главные споры.
Программа военного судостроения лично интересовала И. Сталина, и он часто проводил консультации по этим вопросам.
На одном из совещаний, где-то в начале 1947 года, произошел случай, о котором не пишет и Кузнецов, да его и в официальной литературе нигде не встретишь. Он в полной мере относится к строительству Волго-донского канала, и похож на историю с линейкой Николая 1 при строительстве железной дороги Москва-Петербург. Об этом тоже рассказывают только легенды, но нигде нет документального подтверждения. Сталин любил такие легенды, про русских царей. И этот рассказ я услышал от своего друга, доктора технических наук, профессора Виктора Ивановича Толокнова, а ему об этом поведал бывший заместитель министра судостроения, который был на том совещании в 1947 году у И. Сталина:

- Шло совещание у Сталина по вопросам судостроения. Нарком ВМФ Николай Кузнецов, отстаивая строительство больших надводных кораблей, говорит:

- Товарищ Сталин, зачем нам строить подводные лодки в Горьком, нам ими некого воевать в Каспийском море?

- Не правильно говорите, товарищ Кузнецов, - отвечает Сталин. Подходит к столу, берет красный карандаш (тогда еще не было фломастеров) и идет к карте, одновременно задавая вопрос Кузнецову.

- А на Черном море нам нужны подводные лодки?

- Да, - отвечает Кузнецов. - Если мы будим иметь там достаточное их количество, то завоюем полное господство в Черном море, а потом выйдем и в Средиземное....

- Правильно думаете, товарищ Кузнецов! А для этого мы сделаем..., - и проводит две красные линии на карте от Сталинграда до Калача.

Вот здесь и решилась судьба Волго-донского канала. Толчком для его строительства послужили подводные лодки, строящиеся в Горьком. Слово вождя было выше всяких законов для Советского народа.

Каково это было время, подтверждает другая легенда, уже времен Н.С. Хрущева, который смотрел, не так далеко, как развенчанный им Сталин. Хрущев тоже отдавал предпочтение подводному флоту, пустив уже почти готовые крейсера на металлолом, что было большой глупостью.
Но это уже совсем другая тема.

Перед Красноармейском, откуда начинается канал, на Сарептском полуострове, с самого начала строительства, была сооружена огромная фигура Сталина, которая выполняла, роль маяка. Сегодня на ее месте стоит маяк в виде памятника героям Волжской военной флотилии.



Фигура - маяк Сталина была полой внутри, и там были трапы-лестницы, позволяющие подниматься до самой головы, где горел огонь. Обслуживали маяк два человека: маячник и его помощник. Помощник, мечтая занять место маячника (зависть часть нашего менталитета), строчил доносы на своего начальника и других строителей канала. Но не решался дать им ход, сгнетали сомнения, и на всякий случай прятал их в голове маяка в укромном месте. Все это обнаружилось где-то в 60-е годы прошлого столетия, после “ликвидации” культа личности Сталина, начался сплошной повал его памятников. Дошло и до маяка Волго-донского канала. Когда фигура Сталина рухнула, то из ее головы посыпались бумаги, которые стал разносить ветер. Люди ловили их и с интересом читали эти доносы, некоторые узнавали в них кляузы на себя. Раздавался веселый смех. Но если бы им был дан ход ранее, то было бы не до смеха, к тем жертвам, которые были принесены на строительстве канала, добавились и другие. Хорошо, что этого не случилось.



Сегодня Волго-донской судоходный канал, сооруженный в 1948 -1952 годах, воспринимается как нужное и необходимое сооружение. Его 15 шлюзов ежедневно преодолевают суда, так называемого класса “Волгобалт” - это суда типа “река-море”, и мало кто из молодых матросов, да уже и капитанов, задумываются о том, что это сооружение есть одна из страниц нашей недавней истории, с одной стороны - славной, с другой - трагичной.


ВАДИМ КУЛИНЧЕНКО, капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник.

Калач-на-Дону, Петр Первый, Волга, Россия, Волго-Донской канал, флот, Волгодонск, река, Сталинград, Цимлянск, шлюз, СССР, Дон, Ростов-на-Дону, Волгоград, канал, история

Previous post Next post
Up