На войне любого человека преследует страх смерти ,состояние хронической опасности.
На войне человек находится в противоестественном состоянии и важно преодолеть страх смерти. Вопрос в том , как.
В основном за счет психологических средств: воодушевляющая речь перед боем, химические стимуляторы (все знают про наркомовские 100 грамм в день для первой линии действующей армии на фронте), звуковые способы воздействия: барабанный бой во время атаки в 18 веке, крик "ура", выражающий состояние всеобщего движения вперед.
Но более распространен религиозный фактор.
И это не спор верующих и атеистов о существовании бога, солдатские суеверия.
Афоризм "в окопах не бывает атеистов" это огромный пласт ,который изучает психология.
В Афганской войне среди советских солдат,несмотря на то, что благословения перед боем священнослужителей были отменены сразу после революции,религиозность и суеверия оставались.
Не всегда вера конкретно в бога , а вообще в высший разум, вера в обереги ,любые.
Более того,были и бойцы,которые читали молитвы ,но не из Библии ,а из Корана , так как были случаи ,когда пленных советских солдат отпускали талибы ,т.к те читали молитвы из Корана.
Вспоминает участник войны в Афганистане, разведчик-десантник майор С. Н. Токарев.
- Ну, какие приметы у нас были: еще те, которые от Отечественной войны остались. Нельзя бриться ни в коем случае на операции.
Ни в коем случае чистое белье не одевать.
Ничего не дарить никому перед операцией.
Ну, и еще ряд примет, если откровенно говорить...
Если раненый в полуобморочном состоянии, когда сознание еще нечеткое, рукой гениталии потрогал, значит, точно умрет. Ни в коем случае нельзя... Главное, руки ему держать, чтобы не трогал. Примета такая.
Что еще?.. С левой ноги не вставать, не ходить туда-то, не разговаривать перед операцией на такие-то темы...
Много их, примет. Ни в коем случае нельзя носить вещи погибшего, место его занимать, на себе показывать, куда ранили другого.
Такие вот приметы, - связанные с сохранением жизни и устранением возможности погибнуть.
Еще то, что касается местности, или удачный-неудачный день...
Может быть, это и суеверия, но у нас довольно свято относились к ним. Ну, и мы, офицеры, сильно не ругали солдат за то, что придерживались этих суеверий"
Воспоминания ветерана Великой Отечественной Л. Н. Пушкарева: "Старая примета была, идущая, видимо, от ранних эпох, - это чистое белье перед боем. Многие бойцы, идя в бой, обязательно переодевались. Безусловно, это имело и чисто гигиеническое значение... Еще была примета очень правильная: не есть перед тем, как идти в бой." - пояснение, если рана будет в желудок, то еда ,находившаяся там загноится .
Один из товарищей Л. Н. Пушкарева всю войну носил с собой первую выданную ему обойму винтовочных патронов. По его словам, эту примету перед отправкой на фронт ему открыл отец - участник Первой мировой:
"Первую пулю надо хранить обязательно, тогда тебя не тронет пуля. А использовать ее можно только когда окончится война". - фактически амулет.
Офицер-"афганец", майор В. А. Сокирко рассказывал похожее:
"Да, суеверия, это естественно, есть какие-то. Скажем, лично я всегда одну гранату носил с собой. Если приходилось использовать другие, то эту, так называемую "неразлучницу", я всегда оставлял, - потому что не хотелось попасть в руки к душманам живым.
Может, это был картинный героизм, но эту гранату я очень берег и лелеял, в общую кучу никогда не бросал, а держал отдельно"
"Про себя могу сказать, что суеверным я не был, - вспоминал полковник И. Ф. Ванин, - Хотя в Афганистане бытовала целая система суеверных признаков.
Ну, например: "Пуля заменщика ищет".
То есть за два месяца до замены человек старался не принимать активных участий в боевых действиях... Появилось такое выражение: "Лечь на сохранение"".
Другие приметы, обычно заимствованные из прошлого, применяются "с точностью до наоборот".
Так, обычай надевать перед боем чистое белье в старой русской армии, сохранившийся у пожилых солдат в годы Великой Отечественной и символизирующий готовность человека предстать перед Богом, у воинов-"афганцев" переродился в категорический запрет: "Перед боевыми не мыться, не бриться, белье не менять, - иначе убьют!"
Примета: «Третий не прикуривает» возникла во время англо-бурской войны, когда буры-снайперы безошибочно били по огоньку спички. Время, которое нужно было прицелиться буру-снайперу равно тому за которое прикуривал сигарету третий человек .
Другая солдатская мудрость, способ уберечься под обстрелом - нужно прыгнуть в воронку от только что упавшего снаряда. Дело в том ,что во время отката прицел артиллерии немного сбивался.
Важно отметить ,что это именно бытовая религиозность в условиях боевых действий.
Воспоминания взяты из книги Сенявской Е.С.. "Психология войны в XX веке - исторический опыт России", 2007
Самое сильное желание человека на войне - выжить.
Поэтому все солдаты чуточку суеверны.
Неважно, защищает ли оберег от пуль на самом деле. Важно, что его ношение придает уверенности в себе и собственной неуязвимости, ослабляет страх перед смертью и помогает сконцентрироваться на выполнении боевой задачи.
В этом смысле солдатские суеверия и ритуалы действительно работают. Некоторые приметы сохранились со времен Первой и Второй мировой войн. Другие изобретены участниками современных военных конфликтов.
Талисманы
Обычай носить обереги очень старый.
В дореволюционные годы охранительными талисманами служили иконки со святыми.
С распространением атеизма солдаты стали использовать в качестве оберегов портсигары, кисеты, шарфики и носовые платки.
Во Вторую мировую солдатам раздавали так называемые паспорта смерти - патрончики с завинчивающейся крышкой, куда вкладывалась ленточка с личными данными. Такой патрончик помогал определить личность солдата в случае его гибели. Суеверные бойцы выбрасывали подобные паспорта, чтобы не накликать смерть, и заменяли его оберегом.
Надежным талисманом считалось стихотворение Константина Симонова «Жди меня».
Его надлежало переписать от руки и хранить у сердца.
Похожим образом «работали» письма родных. Считалось, что сила их любви способна отвести пулю.
Воины-афганцы носили с собой ключи от квартиры или безделушки из дома.
Распространенным амулетом служила пуля. От солдат - участников Первой мировой перешел обычай хранить патрон из первой выданной обоймы. Патрон можно было использовать только после окончания войны.
Оберег следовало держать в строжайшей тайне. Талисман, о котором стало известно посторонним, терял охранительную силу.
Ритуалы перед боем
Еще в Первую мировую солдаты перед боем старались помыться и переодеться, чтобы «предстать перед Богом чистыми».
Со временем обычай трансформировался в прямо противоположный.
Во Вторую мировую появился запрет на мытье-бритье перед боем.
Обычай существует и сейчас. Подводники, например, во время походов ходят бородатыми.
У летчиков-штурмовиков в Великую Отечественную существовала мода надевать на боевые вылеты «счастливую» одежду.
Герой Советского Союза Н. И. Пургин летал на задания в одной и той же, уже изрядно поношенной и порванной гимнастерке. К концу войны на его счету было 232 боевых вылета. Николай Иванович умер в возрасте 84 лет.
Дело, конечно, не в гимнастерке, а в таланте и умении прославленного летчика.
Однако суеверия, связанные с приносящими удачу предметами одежды, очень живучи и успешно работают и в мирное время.
Майк Тайсон, например, на матчи поддевал под форму университетские шорты и носил футболку с номером 23, который, как он считал, приносил ему удачу.
В Афганистане бойцы перед боем тоже не мылись и не брились.
Существовали и специфические ритуалы.
Так, индивидуальный пакет закладывали в металлический приклад автомата. Считалось, что это каким-то образом сохраняет жизнь.
Верили, что «пуля заменщика ищет». Поэтому за два месяца до замены боец старался не принимать участие в боевых операциях. Это называлось «лечь на сохранение».
Перед боем запрещено что-либо дарить, материться и есть. Последнее табу имеет практический смысл: повышает шансы на выживание в случае ранения в живот.
Большинство подобных примет и ритуалов основано на совпадениях.
Например, у летчиков существует запрет фотографироваться перед вылетом.
Возможная причина появления этого табу - гибель героя Первой мировой войны П. Н. Нестерова, который сфотографировался накануне полета и разбился.
Суеверия по отношению к убитым
В Великую Отечественную существовал строгий запрет брать что-либо из личных вещей убитого, надевать его одежду, занимать его койку. Нельзя было показывать на себе место чужого ранения.
До сих пор в военной среде бытует традиция третий тост пить не чокаясь - за погибших товарищей.
Предчувствия
Во время Второй мировой бытовала примета: если боец начинал вспоминать прошлое, родителей, случаи из детства, одним словом, как бы просматривать прожитую жизнь, значит, он будет убит в ближайшем бою.
Солдаты старались не слушать такие рассказы и держаться от обреченного подальше, чтобы не притянуть смерть.
Сам боец, говорят, не замечал этого отчуждения и находился в своеобразной эйфории.
Многие участники военных конфликтов рассказывают о случаях, когда люди как бы предчувствовали близкую гибель, прощались с товарищами, вручали письма родным и т. д.
Этому феномену есть психологическое объяснение.
По данным американских психологов, средний срок полной боеспособности человека на войне - 60 дней. Потом накапливается физическая и психологическая усталость.
Как следствие - снижается внимание, концентрация и скорость реакции. Это увеличивает вероятность попасть под пулю.
Источники:
Суеверия на войне М. Патраш, Окт 13, 2014 и
Религиозность и суеверия солдат на войне