огласно заявлениям ученых-метеорологов, наступивший год должен стать самым жарким в истории наблюдений. Данная тенденция обусловлена природным явлением Эль-Ниньо.
Нас предупреждают о засухе, ураганах и прочих катаклизмах. Но в стороне остается один важный факт - ускоряется таяние арктических ледников.
Источник фото: Сетевое издание «Репортёр»
В связи с тем, что Арктика становится более доступной для освоения, некоторые страны уже вступили в борьбу за эту территорию.
Например, США подали в ООН заявку на расширение континентального шельфа в Арктике, претендуя на 1 млн квадратных километров в море Бофорта, которое омывает северные берега Аляски и Канады. Канада, к слову, также претендует на данную территорию, содержащую по меньшей мере 10 млрд баррелей нефтяного эквивалента.
В свою очередь, Россия ведет дипломатическую борьбу за обладание дополнительной арктической территорией вокруг хребта Ломоносова, соперничая с Канадой и Данией.
При этом для РФ Арктика - это не просто кладезь полезных ископаемых. Здесь пролегает стратегическая транспортная артерия Северный морской путь, где в текущем году Россия может установить очередной рекорд.
Напомним, что в 2023 году наша страна перевезла по Севморпути свыше 36 млн тонн грузов, что стало новой верхней планкой, ранее казавшейся недостижимой. Однако в наступившем году Россия поставила и вовсе сверхамбициозную цель, планируя увеличить вышеупомянутый показатель вдвое.
Как такое возможно?
Все дело в том, что в 2024 году наша страна собирается запустить круглогодичные проводки по Севморпути. Долгое время это казалось невозможным, так как толщина льдов на востоке порой не позволяет «пробиться» даже нашим современным атомным ледоколам.
Между тем на протяжении нескольких последних лет осуществлялись исследования и тестовые проводки, разрабатывалась оптимальная схема использования ледоколов на определенных участках пути. Все это позволило просчитать оптимальный маршрут, который и будет запущен в текущем году.
Но откуда планы по удвоению грузоперевозок? Какие тенденции дают уверенность нашим властям в осуществлении поставленной цели?
Все дело в том, что, помимо стремительного расширения российского ледокольного флота и наращивания объемов торговли со странами Азии, нам на руку играет и текущая геополитическая обстановка.
Во-первых, из-за вышеупомянутой жары, которая фиксируется с июня 2023 года, серьезно обмелел Панамский канал.
Во-вторых, более дорогие для перевозчиков маршруты вокруг Африки сегодня выглядят весьма опасными. В Красном море «свирепствуют» йеменские хуситы, а маршрут вокруг Западного побережья Африки может в любой момент стать рискованным из-за становления на континенте нового антиколониального движения.
В итоге сама судьба благоволит развитию нашего пусть и сурового, но безопасного Севморпути.
Но и это еще не все.
Арктическая транспортная артерия позволяет перебрасывать флот с одного края нашей огромной страны на другой, минуя чужие государства.
Именно об этом после Цусимского сражения писал Дмитрий Иванович Менделеев.
«Если бы хотя бы десятая доля того, что потеряно при Цусиме, была затрачена на достижение полюса, эскадра наша, вероятно, прошла бы во Владивосток, минуя и Немецкое море, и Цусиму», - констатировал знаменитый российский ученый.
Источник:
Сетевое издание «Репортёр» Click to view