Кадровый голод речного флота

Jan 14, 2024 09:41





В качестве иллюстраций использованы фото студентов Самарского филиала ВГУВТ 2021-2022



Как отметили участники совещания, сегодня эти учебные заведения финансируются на 49 процентов от реальной потребности.

Закономерный итог - кадровый голод, который постоянно испытывают компании, занимающиеся речными перевозками.

По различным оценкам, не менее 50 процентов будущих речников после окончания учебы отказываются работать по специальности и уходят в другие отрасли.



В качестве иллюстраций использованы фото студентов Самарского филиала ВГУВТ 2021-2022



В качестве иллюстраций использованы фото студентов Самарского филиала ВГУВТ 2021-2022

Главная причина этого - низкие зарплаты

Судя по вакансиям, опубликованным на портале «ГородРабот.ру», матросу на скоростные пассажирские суда ("Метеоры") в Санкт-Петербурге на условиях полной занятости и сменного графика предлагают 40-60 тысяч рублей на руки. Претенденты на вакансию механика в речном порту могут рассчитывать на 65 тысяч рублей. И все эти суммы сопоставимы с зарплатой горничной на четырехпалубный речной теплоход - 45-55 тысяч рублей на руки.

В итоге учить речников становится невыгодно

Например, Республика Коми чуть было не лишилась единственного на весь регион Печорского речного училища. До недавнего времени оно было филиалом санкт-петербургского ГУМРФ имени адмирала Макарова. Головной вуз решил ликвидировать этот филиал, поскольку содержать его стало "экономически нецелесообразно". В итоге было принято решение, что училище станет республиканским и войдет в структуру Печорского промышленного-экономического техникума. Власти Коми пообещали, что в училище будет сохранена подготовка по всем трем направлениям - эксплуатация судовых установок, судовождение и эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики.

- Было время, когда молодые специалисты после вузов возвращались к нам работать. Но сейчас все сложнее набирать людей. Наша отрасль, мягко говоря, не очень прибыльная, а сегодня рубль - это главное мерило, - отмечает президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александр Зайцев. - Нельзя сказать, что федеральные власти не уделяют внимания этой проблеме. Все обеспокоены вопросами дефицита кадров. Но с реальностью не поспоришь. Чтобы выучить грамотного специалиста, необходимо, чтобы он провел не менее полугода на судне или в порту на практике. А проходить практику зачастую просто негде, потому что флота стало меньше, на предприятиях считают каждую копейку. Если раньше целыми студенческими отрядами работали в портах, то сейчас порты просто не в состоянии трудоустроить всех.

По мнению эксперта, хотя бы частично решить проблему можно за счет совмещения профессий на речном транспорте. Этот вариант доказал свою эффективность еще во времена СССР, когда таким образом совмещало профессии не менее 50 тысяч человек плавсостава - судоводитель-механик, матрос-моторист и так далее. Но в 2005 году эту систему отменили. Сегодня, чтобы судоводитель-механик мог трудиться с подобным совмещением на речном судне, он должен отдельно иметь диплом судоводителя и отдельно - диплом механика.

Представители речной транспортной отрасли пытались решить эту проблему несколько лет. В 2015 году был разработан и утвержден Минтрудом РФ профессиональный стандарт подготовки капитанов-механиков. Затем Минпросвещения РФ утвердило нормативы для обучения техников-судоводителей и старших техников-судоводителей.

- Казалось бы, проблема решена. Но когда я начал проверять, все ли филиалы высших учебных отраслевых заведений перешли на новый стандарт, оказалось, что нет. Но многие пытаются. Некоторые уже начали готовить кадры по совмещенным специальностями. Но получим мы свежих специалистов еще не скоро, - подчеркнул Александр Зайцев. - Однако почти половину капитанов на небольшие речные суда готовят колледжи и техникумы, которые подчиняются региональным министерствам образования и даже не подозревают о существовании такого стандарта.



В качестве иллюстраций использованы фото студентов Самарского филиала ВГУВТ 2021-2022

Сегодня училища финансируются на половину от реальной потребности

Как бы то ни было, федеральные власти предпринимают шаги для решения проблемы. Росморречфлот подготовил предложения, суть которых - оснастить учебные заведения тренажерным и учебно-лабораторным оборудованием, создать лаборатории. В частности, предлагается построить модульные учебно-тренажерные центры в 15 филиалах вузов для подготовки и отработки действий в аварийных ситуациях. Проект такого центра разработан и прошел экспертизу.



В качестве иллюстраций использованы фото студентов Самарского филиала ВГУВТ 2021-2022

Что касается плавпрактики, то разработан проект учебно-производственного судна, вместимостью до 150 курсантов, которое позволит проводить плавательные семестры.

Как отметили в Росморречфлоте, необходимо построить два таких судна. Хватит ли их - другой вопрос.

Эксперты отмечают, что практику речники должны проходить на тех реках, по которым им предстоит ходить.



В качестве иллюстраций использованы фото студентов Самарского филиала ВГУВТ 2021-2022

Автор: Алексей Михайлов

Источник: Российская газета - Экономика Северо-Запада: №210(9155) ;

Взято: «Редакция «Российской газеты»

ВГУВТ, образование, Росморречфлот, практика, флот, Самарский филиал ВГУВТ, судовождение, коррупция

Previous post Next post
Up