Как пророчества реализуют сами себя

Jan 29, 2023 12:04

Однажды в 1968 году в одной из школ Сан-Франциско психологи из Гарвардского университета Роберт Розенталь и Ленора Якобсон проводили исследование интеллекта учащихся.
Психологи провели тестирование и дали заключение: способности вот этих десяти учащихся - потенциально выше, чем у других, так что в этом году стоит ожидать от них успехов.
И не ошиблись: действительно, к концу года указанные школьники обошли товарищей.
Только вот «способных» детей Розенталь выбрал совершенно случайным образом, просто тыкая в список учеников.
Что произошло?


Фото: по лицензии PxHere
Розенталь создал вокруг «избранных» учеников ореол, сквозь который педагоги «видели» то, что «предписал» им исследователь: перспективность, хорошие способности, высокий интеллект.

Как античный Пигмалион, чья любовь оживила статую… Причем это сравнение вдвойне прекрасно: здесь человек влюбился в им же созданную иллюзию, которая благодаря этому стала реальностью!



Дети показали высокие результаты просто потому, что на них сделали ставку Фото: по лицензии PxHere
Итак, знакомимся: эффект Пигмалиона, он же эффект Розенталя.
До детей тот же Розенталь, что называется, тренировался на кошках. Точнее, на лабораторных крысах. Еще точнее - на студентах, обучавших крыс проходить лабиринт и решать другие задачи.

Одним студентам он дал особо обученных крыс, другим - не очень способных. Закономерно, что более способные животные показали лучшие результаты.
Только крысы на самом деле были одинаковыми, а вот отношение работавших с ними людей отличалось. Отличие субъективное, а эффект-то, успехи в прохождении лабиринта, вполне реальны!

Эффект Розенталя еще описывается как самореализующееся пророчество: ожидания личностью реализации пророчества влияют на характер её действий, что и может приводить именно к тому развитию ситуации, которое и предполагалось, провоцируя самоосуществление пророчества.

Нет, конечно, если ждать исполнения предполагаемого, сидя на пятой точке и никак ни в чем не участвуя - эффект Розенталя может и не проявиться. А вот если мы включаемся и участвуем в ситуации, то априори влияем на нее. В особенности - в ситуациях, связанных с социальным взаимодействием. И совсем не обязательно осознанно.


Эффект Розенталя начнет работать, если включаться в ситуацию. Подобно тому, как Пигмалион ваял свою Галатею Картина Аньоло Бронзино, «Пигмалион и Галатея», общественное достояние
Еще один классический эксперимент проводился с парами студентов (незнакомых между собой). Если один из них знал, что он симпатичен собеседнику - он, как правило, и сам начинал вести себя более располагающе. Работало и обратное убеждение: «зная», что собеседник настроен к нему негативно, испытуемый, в свою очередь, проявлял ответную антипатию.

Третий эксперимент проводился с военнослужащими. Их разделили на три группы для марш-броска. Одна группа должна была пройти 30 км, вторая - 40, третья - 60. Логично, что группы преодолели свои дистанции за разное время и что третья группа пришла последней. Не логично, что на самом деле они проходили… одинаковую дистанцию…

Строго говоря, эффектом Розенталя, или Пигмалиона, называется положительный аспект этого явления…
Вот как в эксперименте Розенталя со школьниками, которых он объявил особо способными. Только лишь знание того, что их группе предстоит пройти на 10−20 км больше, снизило скорость прохождения дистанции


Фото: по лицензии PxHere
А что было бы, объяви он часть класса отсталыми, неспособными, склонными игнорировать учебу и требования учителей? С немалой вероятностью, вскоре так оно и оказалось бы.
Эта негативная сторона самореализующегося пророчества называется эффектом Голема.

Да ведь все мы недавно наблюдали, как граждане, испугавшись дефицита некоторых продуктов, стали лихорадочно скупать гречку, соль и сахар. Да так, что ажиотаж и привел к временному дефициту, торговые сети вынуждены были ограничить продажи, «подтвердив» тем самым негативные «прогнозы».
И так эффект Голема тоже работает, так что стоит быть осторожными в своих страхах. И помнить, что социальные (и не только) ожидания склонны так или иначе становиться реальностью.

Название еще одного эффекта хорошо известно и находится на слуху. Это - когнитивный диссонанс.
И по-моему, обычно мы понимаем под этим внутреннее противоречие, связанное с одновременным присутствием некоей противоречивой информации или взаимоисключающих установок. Или дискомфорт, вызванный противоречием между ожидаемым и действительным. Что и следует из самого термина: cognitio - «мысль», dissonantia - «несозвучность».

А как это придумали?
Понятие когнитивного диссонанса ввел в 1957 году Леон Фестингер, в тот момент - профессор Стэнфордского университета.


Леон Фестингер Фото: на условиях добросовестного использования
Фестингер считал, что когнитивный диссонанс вызывает у нас дискомфорт, от которого мы стараемся избавиться.
Как? Например, изменив один из противоречащих друг другу факторов… или изменив его восприятие либо отношение к нему.

Можно «не замечать» того, что противоречит имеющейся информации или установке, «отфильтровывая» неприемлемую информацию.

Или можно разрешить диссонанс конструктивно: принять существование противоречия, изменив представление о предмете так, что противоречие исчезает.

По сути, речь идет о выработке нового, более адекватного взгляда на реальность.

Началась эта история в начале 1950-х с… пророчества. Нет, не самореализовавшегося… Если в двух словах, то некая американская домохозяйка Дороти Мартин получила от неких пришельцев откровение, что 21 декабря 1954 года мир постигнет конец с новым всемирным потопом и прочими неприятностями. И так ее сильно накрыло, что Дороти взялась проповедовать, собрав вокруг себя таких же неадекватов.

История попала в прессу, ее прочел Фестингер и вместе с несколькими коллегами радостно побежал вступать в новую секту. Нет, не потому, что верил в конец света. Просто представилась возможность понаблюдать за происходящим изнутри.
В назначенный день группа собралась дома у пророчицы в ожидании пришельцев, которые должны были спасти избранных. Как несложно догадаться, не дождались… И это смешно, но неинтересно.
А интересно, что секта в целом сохранилась, удовлетворившись объяснением, что означенные пришельцы решили не уничтожать Землю, впечатлившись верой и стойкостью группы избранных.


Пришельцы не прилетели, но люди, их ожидающие, не разуверились, а тут же сложили удобную версию развития событий Фото: по лицензии PxHere
Это было бы действительно смешно, если бы фишка с «отменившимся» концом света не повторялась в истории человечества неоднократно. И обычно люди как-то ухитрялись объяснять себе, почему все произошло (или не произошло?) именно так. И сами себе поверить.

Но вернемся к Фестингеру. Наука проверяется экспериментами. И один из критериев научного познания - воспроизводимость, то есть аналогичные действия в аналогичных условиях должны давать аналогичный же результат.
В эксперименте Фестингера студенты в течение получаса выполняли различные задания, типа вращения рычагов и перекладывания мелких предметов с одного места на другое.
Главное, чтобы задания были скучными и монотонными.
Но испытуемым этого не сказали, а напротив, в комнате находился психолог, демонстративно наблюдавший и делавший записи.
Затем испытуемых разделили на три группы… ах да, за участие им платили.
Одной группе - двадцать долларов, другой - один, третья группа была контрольной и ей вообще не платили.
После эксперимента (это испытуемые думали, что после, тогда как в реальности эксперимент только начинался) участников попросили рассказать о предстоящей работе следующей группе студентов, причем охарактеризовать предстоящую работу как приятную и интересную.
А завершили опросом на тему: понравился ли эксперимент, был ли он важен и хотели ли бы они продолжить участие в подобных исследованиях?
И тут оценки разделились. Большинство контрольной группы ожидаемо сочли эксперимент скучным. В группе, получившей по 20 долларов, задания оценили либо как скучные, либо как нейтральные. А вот те, кому платили по доллару, ответили, что задания оказались интересными. На самом деле, шкала оценок градуировалась от -5 до +5, но тенденция была именно такой.


Влияют ли деньги на результат эксперимента? Да. Но не совсем ожидаемо Фото: по лицензии PxHere

Что вывели отсюда психологи?Они исходили из того, что большинство людей не склонны ко лжи и тем более к сознательному обману других.
Таким образом, у студентов сформировали внутреннее противоречие: тем пришлось убеждать других, что скучное в действительности задание было увлекательным.
При этом контрольная группа (те, кто ничего за обман не получил) прямо говорила, что было скучно выполнять задания.
Вторая группа сознательно лгала за неплохую в то время плату в 20 долларов, что сильно сглаживало внутреннее противоречие. Люди знали, ради чего обманывали.
А вот те, кто получили один доллар, сделали нечто, противоречащее их убеждениям (ввели в заблуждение), ни за что. У них не было и того оправдания, что им за это заплатили.

Внутреннее противоречие вызывало дискомфорт и требовало разрешения, возникал тот самый когнитивный диссонанс. И человек убеждал себя, что задание было вполне интересным - так что не очень-то он и соврал.

И можно смеяться над выводами Фестингера, можно сколько угодно доказывать, что люди лгут с легкостью и что вот так взять и с ходу поверить, что скучное было веселым, невозможно, но…
Вот только когнитивный диссонанс существует и возникает, и требует разрешения у самых обычных людей в реальной жизни.


Человек будет стремиться ослабить когнитивный диссонанс и искать удобное объяснение Фото: по лицензии PxHere
Например, когда курильщик получает от курения удовольствие, но одновременно осознает, что он вредит себе - он может разрешить противоречие самым простым способом: бросить курить.
Можно ослабить диссонанс иначе: стараться не замечать информации о вреде курения, переключать канал, если об этом говорят по ТВ, и избегать разговоров на эту тему.
А можно «убедиться», что курение помогает вам успокоиться, расслабиться или яснее мыслить. И все это куда естественнее, нежели находиться в состоянии когнитивного диссонанса, одновременно куря и осознавая, что медленно себя убиваешь.

Автор: Александр Смирнов
Источник: Shkolazhizni.ru

манипулирование, психология, адаптация, мотивация

Previous post Next post
Up