Ладожская флотилия и Дорога Жизни

Oct 24, 2022 21:36

С 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда немецко-финскими войсками.
Единственными доступными путями для снабжения города и эвакуации из него оставался путь через Ладожское озеро и воздушное сообщение.
Последнее в силу ограниченности воздушных средств и их возможностей ни как не могли удовлетворить потребности города, но лётчики транспортной авиации всё равно работали на этом направлении.

Фактически все надежды возлагались на водный путь через озеро и на Ладожскую флотилию.
На начало Великой Отечественной войны эта флотилия насчитывала: 6 канонерских лодок, 2 сторожевых корабля, 2 бронекатера, 8 сторожевых катеров, 13 тральщиков, артиллерийский и зенитный дивизионы.

С началом боевых действий в её состав включались гражданские транспортные и вспомогательные суда для перевозки людей и грузов. В начале августа 1941 года Ладожская военная флотилия была усилена 7 боевыми самолетами, 28 катерами, сторожевым кораблем, 2 канонерскими лодками и другими частями.

Однако, работа флотилии была сопряжена с огромными трудностями.
23 октября 1941 года начавшаяся полоса осенних штормов грозила прервать судоходство по Ладожскому озеру и шесть барж с грузом для Ленинграда оказались выброшенными на берег.

23 октября 1941 года Военный Совет Ленинградского фронта поставил перед флотилией задачу перевезти из Осиновца в Новую Ладогу, в самый кратчайший срок, действовавшие на Ленинградском фронте 44-ю и 191-ю стрелковые дивизии и 6-ю отдельную бригаду морской пехоты, для чего требовалось использовать все боевые и вспомогательные суда.
Это было связано с тем, что немецким войскам удалось преодолеть сопротивление 4-й армии Волховского фронта и захватить Будогощь. Этим намечалась угроза для города Тихвин, а как следствие и возможное полное окружение Ленинграда- немецкие войска стремились соединиться с финской армией по восточному берегу Ладожского озера.

24 октября командующий Ладожской флотилией капитан 1-го ранга В.С.Чероков прибыл с походным штабом в Осиновец, где был развёрнут командный пункт.
С этого КП была налажена прямая телефонную связь с пунктами погрузок в Осиновце, бухте Гольсмана и Морье.
План перевозок обозначил маршруты следования конвоев озером, регулировочную службу, усиление противовоздушной обороны, рейдов, прикрытие истребительной авиацией кораблей и транспортов на переходах, и т.д.
Основным пунктом разгрузки войск являлась Новая Ладога, дополнительным - бухта Черная Сатама на восточном побережье губы Петрокрепость.

Эта переброска войск через Ладожское озеро стала примером грамотного и выверенного оперативного расчета командования Ленинградского фронта.
Войска Волховского фронта вовремя получив подкрепление, вскоре остановили наступление врага, а позже не смотря даже на временную потерю Тихвина, перешли в контрнаступление, закончившееся поражением тихвинской группировки немецко-фашистских войск. Что в свою очередь сорвало план немецких войск соединиться с финскими войсками на данном участке и установить второе кольцо блокады Ленинграда.



Фото: Советская канонерская лодка «Лахта» готовится открыть огонь по врагу.

Канонерская лодка «Лахта» была переоборудована из грунтовозной шаланды дореволюционной постройки и вошла в состав Ладожской военной флотилии в августе 1941 года.
С сентября 1941 года до июня 1944 года канлодка неоднократно участвовала в артиллерийских обстрелах позиций противника на побережье Ладожского озера.

Автор: Александр Браун
Источник: Исторические очерки


ВМФ, Санкт-Петербург, война, Дорога жизни, флот, Ленинград, озеро, Ладожское, история, Великая Отечественная

Previous post Next post
Up