Арктика сегодня. Правительство одобрило план развития Севморпути до 2035 года

Aug 05, 2022 22:52



План развития Северного морского пути до 2035 года одобрен правительством России. Важный руководящий документ, задающий конкретные стратегические ориентиры в контексте усилий по становлению СМП как главной арктической магистрали России, утвержден распоряжением за подписью премьер-министра Михаила Мишустина от 1 августа 2022 года №2115-р.

План, включающий в себя порядка 150 различных мероприятий, нацелен на содействие скорейшему запуску новых арктических проектов России, успешная реализация которых напрямую зависит от работы Севморпути.
План включает в себя, в том числе, строительство терминала сжиженного природного газа и газового конденсата «Утренний» в интересах проекта «Арктик СПГ-2», нефтеналивного терминала «Бухта Север» для перевалки нефти с месторождений «Восток Ойл», угольного терминала «Енисей» для арктического угольного кластера, который создается на полуострове Таймыр.

Помимо этого, план предусматривает строительство береговых и гидротехнических сооружений для обеспечения разработки Баимского месторождения, создание морских перегрузочных комплексов сжиженного природного газа в Мурманской области и т.д.

Значительный акцент сделан на улучшении портовой инфраструктуры Заполярья: закреплена установка на дальнейшее развитие Мурманского и Архангельского транспортных узлов, строительство баз бункеровки и технического обслуживания в портах Тикси и Диксон.

Документ фиксирует ключевые параметры дальнейшего наращивания ледокольных возможностей России.
Так, план предполагает создание пятого и шестого серийных атомных ледоколов проекта 22220, которые должны быть построены в 2023-2028 и 2024-2030 годах соответственно, а также нового судна атомно-технологического обслуживания.

Помимо этого, «Росатому», Минэкономразвития, Минфину и Минпромторгу поручено подготовить предложения по строительству первого и второго серийных ледоколов проекта 10510 («Лидер»), которые должны быть представлены в правительство до 20 декабря 2023 года.
«Росатом» и Минпромторг также должны определить необходимость строительства еще четырех ледоколов до декабря 2030 года.

Безопасность навигации по заполярной транспортной артерии будет обеспечиваться за счет пополнения и дооснащения аварийно-спасательного флота России: запланировано сооружение еще 46 спассудов, а также оснащение арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС вертолётами.
Будет создана полярная спутниковая группировка, которая обеспечит гидрометеорологическое и навигационное сопровождение судоходства и позволит оценивать изменения климата.

Все это позволит существенно нарастить объем грузоперевозок по Севморпути.
Прогнозная часть документа предусматривает, что к 2024 году по СМП будет перевозиться чуть более 90 млн тонн грузов, что на 10 млн тонн превосходит целевые значения, заданные указом президента от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
К 2030 году этот объем составит 216,5 млн тонн - на 66,5 млн тонн больше, чем это зафиксировано утвержденными целевыми показателями стратегической инициативы «Круглогодичный Севморпуть».
В свою очередь, к 2035 году по СМП должно перевозиться 238,1 млн тонн грузов в год.

Общий объем финансирования мероприятий плана составляет порядка 1,8 трлн рублей.
Документ относит ответственность за координацию реализации его положений к сфере ведения Государственной комиссии по вопросам развития Арктики; контрольными функциями наделяются Минвостокразвития и Координационный центр при правительстве.
Минвостокразвития поручено утвердить конкретный график реализации плана до 1 декабря текущего года.

Автор: Александр Стоцкий, "АРКТИКА СЕГОДНЯ"
Источник: «Проектный офис развития Арктики» (ЭЦ ПОРА)

Министерство финансов РФ, судоходство, стратегия, море, Северный Ледовитый океан, экономика, Минвостокразвития, Россия, Минэкономразвития, Минпромторг, Арктика, водный транспорт, Правительство РФ, Северный морской путь, Росатом

Previous post Next post
Up