После вступления в Первую мировую войну Россия внезапно оказались отрезанной от морских коммуникаций.
Немцы надёжно блокировали Балтийское море, их союзники турки перекрыли Чёрное. Владивосток слишком далеко.
Оставалась единственная отдушина - русский север.
Фото: wikipedia.org
Царское правительство спешно приступило к строительству Мурманского порта и формированию флота, призванного защитить единственную морскую дорогу к союзникам.
Уже в 1914 году на ней погибли три судна, доставлявшие грузы в Архангельск.
До войны на Севере не было военных кораблей.
Для охраны рыбных промыслов сюда ежегодно присылали небольшое судно с Балтики.
Оно - посыльное судно «Бакан» - стало первым военным кораблём флотилии Северного Ледовитого океана.
Откуда взялись другие? В два крейсера и тральщик переоборудовали торговые и промысловые суда, минный заградитель пришёл из Владивостока.
В прожектах стратегов был отряд крейсеров и миноносцев, дивизия траления, отряды судов обороны залива и порта, три базы в Кольском заливе.
Но где взять корабли?
В марте 1916 года, заплатив за сделку 15 млн рублей золотом, правительство выкупило у Японии броненосцы «Полтава» и «Пересвет», легендарный крейсер «Варяг».
Все они были затоплены во время войны 1904−1905 гг, но подняты и восстановлены японцами.
Броненосец «Пересвет». Фото: wikipedia.org
От Владивостока до Архангельска путь неблизкий: 15 тысяч миль по морям, охваченным войной.
«Пересвет» погиб в Порт-Саиде, наскочив на мину.
«Варяг» добрался в ноябре 1916 г, но ему тут же пришлось уйти в Англию на ремонт.
«Полтава» прибыла только в январе 1917 г.
Несмотря на отсутствие полноценных военных кораблей, моряки флотилии воевали героически и даже топили немецкие подводные лодки.
«Варяг» и «Кореец» идут в бой, 9 февраля 1904 г. Фото: wikipedia.org
Революция изменила всё, в том числе и планы по созданию морского кулака на севере.
От военного флота России после неразберихи Гражданской войны мало что осталось. Его восстановление - строительство советских военно-морских сил - началось с решения юбилейного X съезда партии.
В марте 1920 года была сформирована Беломорская флотилия, которая 25 апреля получила новое громкое наименование: Морские силы Северного моря.
Они объединили два миноносца, отряд катеров-истребителей и вспомогательные суда.
Худо-бедно Силы развивались, но у советской страны не хватало средств на военное строительство, и в мае 1922 года их расформировали.
Начало следующего этапа возрождения Северного флота совпало с освоением Северного морского пути и завершением строительства Беломорско-Балтийского канала.
Нарком К. Ворошилов подписал 15 апреля 1933 г. приказ о переходе в Мурманск кораблей с Балтики.
Эсминцы «Урицкий» и «Куйбышев», сторожевики «Ураган» и «Смерч», подводные лодки «Декабрист» и «Народоволец» прошли в Белое море через Ладожское и Онежское озеро, реку Свирь и только что построенный канал.
Подводная лодка Д-2 «Народоволец». Подводная лодка Д-2 «Народоволец» Фото: wikipedia.org
Со стороны кажется, что не произошло ничего особенного, корабли - на то и корабли, чтобы ходить по рекам и озёрам, морям и океанам. На самом деле это был технически сложный проект, который завершился лишь 5 августа 1933 г.
Для уменьшения осадки с кораблей сняли всё вооружение и лишнее оборудование, даже сократили экипажи.
Чтобы пройти под мостами, демонтировали мачты.
По мелководной Свири эсминцы тащили в импровизированных деревянных доках, а перед шлюзами Беломорканала целый месяц ожидали окончания строительных работ.
В беломорский порт Сорока корабли прибыли 20 июля 1933 г. На следующий день моряки встречали высокое начальство. Север посетила правительственная делегация во главе с И. В. Сталиным.
Делегация прибыла в Сороку 21 июля на пароходе «Товарищ Анохин». Скорее всего, это случайное совпадение, которое нарком по военно-морским делам К.Е.Ворошилов и лидер ленинградских большевиков С.М.Киров использовали, чтобы осмотреть преодолевшие трудный путь корабли.
«Вождь всех народов» и «лучший друг советских моряков» в мероприятии не участвовал.
Тем не менее долгие годы тиражируется миф, будто строительство морского флота Севера началось с создания Северной морской флотилии 1 июня 1933 года именно после того, как «мудрый вождь и учитель» посетил Заполярье.
Авторов мифа не смутило, что Сталин был там 21−22 июля, почти на два месяца позже. Для пропаганды обернуть время вспять куда проще, чем сибирские реки.
С годами о разнице в сроках забыли, и миф продолжает гулять по сайтам, страницам газет и даже по документам.
Пока балтийские корабли пересекали водораздел между морями, чтобы стать первыми боевыми единицами Северного флота, начальник Штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии издал формуляр, который утверждал:
С первого июня 1933 г. сформирована военная флотилия в составе:
1. Командования и штаба флотилии.
2. Политического отдела флотилии.
3. Мурманского военного порта.
4. Командования и штаба дивизиона подводных лодок.
5. Подводных лодок (2 ранга) «Декабрист» и «Народоволец».
6. Эскадренных миноносцев (2 ранга) «Урицкий» и «Куйбышев».
7. Сторожевых кораблей (2 ранга) «Ураган» и «Смерч».
8. Управления Мурманского сектора и отдельного артдивизиона береговой обороны.
Постоянное базирование флотилии установлено в Мурманске - Кольский залив.
Фото: Depositphotos
Эта дата отмечается сегодня как
день Северного флота ВМФ России.
Автор:
Алексей НоркинИсточник:
Shkolazhizni.ru