Как победить постпраздничную демотивацию

Jan 20, 2022 18:08



Фото Никита Карягин, Самарский филиал ВГУВТ. Танкер "Майя", Новый 2021 год. Рейд порт Кавказ

Источник: «Работа.ру».

Мало кому под силу совершать трудовые подвиги в первый же день после отпуска или праздников. Но бывает, что время идет, а желание работать, сворачивать горы и перевыполнять годовые KPI всё не возвращается.

Мы (- «Работа.ру».) поговорили с руководителями и опытными HR-специалистами о том, как они справляются с демотивацией сотрудников и «заряжают» их на эффективную работу.Что такое постпраздничная демотивация и как ее победить

Откуда берется демотивация
Демотивация - это снижение желания что-либо делать. Она может возникнуть:
- после отпуска;
- после долгих новогодних или майских каникул - по продолжительности и атмосфере расслабленности они схожи с отпуском;
- на начальных этапах выгорания;
- по естественным причинам, например сотрудник разочаровался в задачах, доходе, коллективе или руководителе.

В начале года демотивация возникает:
- из-за усталости - не всем хватает 10 дней, чтобы отдохнуть и восстановиться после декабрьской загрузки;
- по инерции - сотрудники привыкают к ленивому, «отпускному» режиму и с трудом возвращаются к делам;
- в связи с нехваткой задач - это плохо сказывается и на доходе, и на настроении сотрудников;
- как результат пересмотра ценностей - во время каникул люди подводят итоги прошедшего года, составляют планы, в том числе карьерные, и могут обнаружить, что больше не хотят работать у вас в компании.

Чем это опасно
Если возвращение к привычному рабочему ритму затянется, то в первом квартале нового года компания покажет плохие финансовые результаты.
Вы не сможете выплатить сотрудникам бонусы и премии, испортите им настроение и вновь их демотивируете - круг замкнется.

В сработавшейся команде лень и негативизм распространяются быстро, что тушит весь энтузиазм.

Если в команду придет новый человек, он «поймает» настроение и тоже будет работать без огонька.

Кто-то находит причины демотивации в себе («обленился за праздники»), кто-то - в компании («тут всё тускло и бесперспективно»).
Во втором случае высока вероятность увольнений и расходов на поиск и адаптацию новых сотрудников.

Как распознать демотивацию
Сверьтесь с чек-листом, чтобы вовремя заметить постпраздничную демотивацию у работников.
- Сотрудники чаще опаздывают или тратят больше времени впустую до начала работы.
- В коллективе стало меньше шуток, обмена мнениями, импровизированных мозговых штурмов, больше - равнодушия, критики, скептицизма.
- Люди чаще болеют, отпрашиваются, прогуливаются без дела по офису, просто болтая с коллегами.
- На планерках сотрудники слушают невнимательно, отвлекаются на звонки, сообщения в телефоне и другие дела.
- Во время мозговых штурмов звучит мало идей и предложений.
- После выступлений руководства на планерках никто не задает вопросы.
- Сотрудники избегают ответственности, не берутся за сложные задачи.

Список можно продолжить, но выше перечислены первые «звоночки» - сигналы о том, что руководителям и HR-специалистам компании пора что-то предпринять.

Что делать

Проведите «мягкую» планерку
“Я предпочитаю возвращать сотрудников к рабочему ритму плавно, поэтому провожу «мягкую» планерку, которая начинается как дружеские посиделки. Мы проводим такие встречи с чаем, рождественским пирогом, булочками с корицей и прочими вкусностями. Сотрудники рассказывают, как прошли выходные или новогодние праздники: кто куда сходил или съездил, какие интересные эпизоды были во время каникул. Постепенно мы переходим от неформальных тем к общим рабочим задачам. Мягко намечаем планы на ближайшие две недели, и я отпускаю людей думать над ними. Не надо требовать мгновенного исполнения, жестких сроков: лучше дать возможность выстроить план первых рабочих недель самостоятельно, с учетом индивидуального ритма.“
Наталья Венерова, генеральный директор центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»

“За годы практики я выработал алгоритм, который соблюдаю после всех длительных праздников. В него входит общая планерка подразделения в первый-второй рабочий день. Встреча строится так: сначала мы делимся впечатлениями от отдыха, после этого я, как руководитель, озвучиваю важные проекты на ближайшую перспективу. Мы расставляем приоритеты, определяем, на чем акцентировать внимание. Дальше обсуждаем детали.“
Андрей Вилков, директор по работе с персоналом Syssoft

Обсудите профессиональные цели и задачи
Как можно скорее после каникул проведите личные встречи с каждым сотрудником:
- Спросите о целях и планах на год, обсудите, как компания и вы, как руководитель, можете помочь в их достижении.
- Уточните, в каких проектах работникам будет интересно участвовать в новом году.
- Если человек надеется на повышение и открыто в этом признается, четко сформулируйте для него критерии оценки работы и условия, при которых повышение будет возможно.

«Установочная» встреча должна дать понять каждому сотруднику, что его замечают и ценят, поощряют в развитии.

Отличной мотивацией станет мастер-класс с экспертом - коучем или карьерным консультантом: это поможет сформулировать цели и задачи на год.

“Если вы видите, что сотрудник выглядит вялым, усталым, незаинтересованным в общении, не включается в групповую работу, - с ним необходимо провести личную беседу. Возможно, за длинные праздники что-то произошло в семье, человек о чем-то переживает и это негативно влияет на работу. Важно, чтобы руководитель знал детали и понимал общую ситуацию в коллективе.“
Наталья Венерова

Наращивайте темп постепенно
“Каждый следующий рабочий день должен быть более активным и интенсивным, чем предыдущий. Чуть выше темп, чуть больше задач, активности и нажима, если это позволяет корпоративная культура. Такой подход вызывает меньше сопротивления, помогает людям, а не отталкивает их.“
Наталья Венерова

Проговорите с подчиненными задачи на короткие спринты и обязательно собирайте «контрольные» пятничные встречи для подведения итогов.
Если прежде в вашем отделе или компании такой практики не было - стоит ее завести.

“Чтобы предотвратить демотивацию, мы используем постепенное погружение в дела. После праздников приходит столько задач, что многие психологически не выдерживают объема работы, поэтому важно постепенно решать накопившиеся вопросы, даже если они срочные. Мы даем сотрудникам возможность «раскачаться»: для эффективной работы должно быть желание «творить», а не «существовать».“
Анна Хлебникова, основательница видеопродакшена для экспертов и онлайн-образования Videoset-insta

Как бы много задач ни предстояло решить, в первые две недели отправляйте сотрудников домой вовремя несмотря ни на что. Они высоко оценят вашу заботу и сберегут силы.

Позаботьтесь об условиях работы
Уберите открытки, елку, гирлянды, мишуру и прочие атрибуты Нового года: они будут отвлекать сотрудников и помешают им быстро включиться в работу.

Заранее спланируйте улучшения условий труда, которые поднимут боевой дух. Если и так собирались поставить кофе-машину, озеленить пространство, сменить кресла на эргономичные, повесить на стены мотивирующие постеры или удачные фото команды - сделайте это во время праздников, чтобы сотрудников ждал приятный сюрприз.

Проведите обучение или устройте мозговой штурм

“В прошлом году в январе мы провели тестовое внедрение новой автоматизированной системы учета заявок, на которую готовились перейти в течение 2021 года. И заодно обучили людей ею пользоваться. У команды было меньше сопротивления и больше времени, чтобы освоить новый инструмент и дать качественную обратную связь. Сотрудники были еще не загружены работой и готовы общаться с коллегами, обсуждать новые идеи, воспринимать информацию на свежую голову. В этом году на январь мы запланировали несколько стратегических сессий для руководителей продуктовых направлений. Надеемся, что это позволит «перезагрузить» рабочие процессы, скорректировать стратегии, наметить точки роста и слабые места - а заодно «встряхнет» команду после праздников.“
Андрей Вилков

Обучать можно и «мягким» навыкам: тайм-менеджменту, лидерству, коммуникации, управлению конфликтами и ораторскому искусству.

Помогите пополнить запасы энергии
Отдыхать - тоже работа, и за 10 дней многие от нее «устают». Чтобы сотрудникам было легче вернуться в строй, можно:
- включить в соцпакет абонемент в фитнес-клуб, тренажерный зал или бассейн (или пообещать компенсировать расходы на спорт в январе);
- провести тренинг по управлению стрессом;
- организовать спортивные корпоративные соревнования - на добровольной основе, но с приятными призами;
- провести совместную вылазку на природу;
- запустить спортивный челлендж (планка, отжимания, ходьба) или марафон по правильному питанию.

Подавайте личный пример
“Лидер должен сам излучать энергию, оптимизм, быть бодрым, энергичным и мотивировать людей к работе просто собственным настроем. Если руководитель едва доползает до рабочего места, сидит, молча уткнувшись в монитор, - ждать от коллектива энтузиазма и воли к победе над амбициозными целями не реалистично.“
Наталья Венерова

Не планируйте свой отпуск на период после длинных праздников. Приходите на работу вовремя или даже раньше начала рабочего дня - это поможет дисциплинировать всех сотрудников.

Автор: Елена Тимофеева
Источник: «Работа.ру». 7 способов вернуть мотивацию сотрудников после праздников

конфликтология, психология, работа, адаптация, мотивация

Previous post Next post
Up