Источник. Ивлеев В.П. "История транспортных происшествий", 2017г.
12 августа 2014 года гружёный мазутом танкер "Энцелад" в рейсе Саратов - Керчь под управлением капитана следовал вниз по реке Дон.
Условия плавания:
Ветер севро-западный 10-12 м/сек. Видимость дневная, хорошая, 8 км (данные судового журнала), пасмурно.
Знаки навигационной обстановки судового хода на местах, замечаний нет.
Судовое навигационное оборудование в работе, в исправном состоянии.
Согласно объяснительных, непосредственное управление судном на руле осуществлял капитан суна, а вахтенные - третий штурман и рулевой (занимался хозяйственными работами) - участия в судовождении не принимали, в рубке отсутствовали.
Обстоятельства:
В 15:45 танкер "Энцелад" зашёл на затруднительный участок Среднепоречного переката, закрытого для расхождения. Встречных судов нет.
Заход на перекат осуществлялся на скорости 6 узлов (11,1 км) - почти в режиме "Среднего хода":
- правая машина "Полный передний ход",
- левая - "Самый малый передний ход".
Поворот с рулями "Лево на борту" капитан начал ещё из положения I (см.схему)
Белый буй №338 оставался слева в двух метрах.
Эти обстоятельства вызвали подсос кормы танкера к левобережной отмели и задержку поворота влево.
Капитан, заметив, что судно в поворот не вписывается, перевёл машины в режим:
- правая "Самый полный передний ход",
- левая - "Полный задний ход".
Рули - "лево на борту". Подруливающее устройство - работает влево.
Но все эти манипуляции эффекта не имели, танкер в поворот не входил.
В 15:50 танкер вышел за пределы судового хода и, уткнувшись носом в правобережную отмель, остановился на красной кромке судового хода.
Оставшаяся на глубине корма судна была подхвачена стрежневым течением и ветром в правый борт и отнесена к белой кромке реки.
В результате танкер расположился поперёк реки и перегородил судовой ход. Начался интенсивный нанос песка у борта судна.
Потеря осадки на момент посадки на мель составила - носом на 55 см, корма левого борта 10 см.
Самостоятельными действиями сняться с мели капитану не удалось.
Во избежание поломки винто-рулевого комплекса танкера попытки сняться с мели были прекращены.
Осмотром балластных танков, машинного и румпельного отделений повреждений и протечек корпуса не обнаружено.
Утечки груза и пострадавших нет.
13 августа в 15:30 с помощью буксировочной тяги танкер "Энцелад" был с мели снят.
К снятию танкера с мели привлекались буксировщики: "ОТА-951", "ОТ-2042", "Игорь Асеев", "ПАЛ-3".
Дополнительно были задействованы т/х "Прибой", "Капитан Бирюков", бункеровщик "Садко", "Путейский-80", "Альбатрос"..
Простой судна на мели составил менее суток (23 часа 30 минут), поэтому передан на расследование судовладельцу.
После снятия судна с мели для восстановления движения судов по участку потребовались дноуглубительные работы плавкраном и земснарядом"Донской-601".
В освобождении судового хода было задействовано 10 плавединиц.
Транспортное происшествие классифицировано как инцидент.
Ущерб компании по данному инциденту - два миллиона двести тысяч рублей (60 350$).
Общий простой судна 2,3 суток.
Произведёнными водолазным и регистровым осмотром повреждений на корпусе и винто-рулевом комплексе танкера не выявлено.
Причиной посадки на мель явился судоводительский просчёт капитана танкера "Энцелад", который в нарушение
"Правил Плавания на ВВП" (
Приказ Минтранса от 14 октября 2002 года N 129, в настоящее время не действуют)*:
- не принял мер по безопасности плавания судна (пр.11 ПП ВВП).
- не обеспечил полностью квалифицированную вахтенную и штурманскую службу во время движения (пр.22 ПП ВВП).
"Устава службы на судах":
- являясь вахтенным начальником, принял на себя обязанности рулевого (ст.46(08))).
*-В настоящее время действуют
Правила плавания судов по внутренним водным путям, утверждённые приказом Минтранса России от 19 января 2018 года N 19 Выводы и рекомендации:
Поречное колено и Среднепоречный перекат на Дону являются одним из самых затруднительных для плавания участками внутренних водных путей.
Крутой поворот более 100° и резкие перепады глубин влияют на управляемость судна и вынуждают судоводителей заблаговременно принимать меры для обеспечения безопасного прохождения таких участков.
Усилить вахту и наблюдение за окружающей обстановкой, поставить на руль опытного рулевого, убавить ход - минимальные требования, гарантирующие безопасное плавание по таким участкам.
Капитан, выполняя несвойственные вахтенному начальнику функции рулевого, не мог обеспечить полноценные функциональные обязанности вахтенного начальника и судоводителя.
Осуществлять контроль за движением своего судна, за его местоположением относительно судового хода, за скоростью судна, за параметрами работы главных двигателей - стоящий на руле капитан физически не мог.
Для прохождения вниз по течению крутого поворота, на участке с свальным течением, скорость среднего хода была явно завышенной.
Техника выполнения поворота также не выдерживает никакой критики. Заранее прижиматься к буям - нельзя.
Именно излишняя скорость и преждевременно начатый поворот вызвали усиленное явление подсоса кормы судна к отмели и неуправляемость крупнотоннажного судна.
Следует категорически исключать в любых случаях управление судно вахтенным начальником на руле. И тем более - на затруднительных для плавания участках, на участках возможного максимального использования средств маневрирования. И - тем более - в тёмное время суток.
Необходимо помнить!
Вахтенный начальник на ходовой вахте обязан "... Если особые обстоятельства (условия судоходства, перемещения отдельных судов, обнаруженные неисправности навигационного оборудования или другой техники, неуверенность в местоположении своего судна и в правильности своих действий и т.д.) ставят под сомнение безопасность плавания, уменьшить скорость судна (или прекратить движение) и доложить капитану.." (ст.№249(11) Устав службы на судах)