История происшествий. Танкер "Геба", Волгоградское водохранилище. Посадка на мель, 10.11.2014 г.

Nov 10, 2020 09:37




"Геба". Река Волга, Волгоградское водохранилище, Саратовская область, Ахмат. Автор: Владислав Пономарев · Дата фото: 5 июня 2020 г.
10 ноября 2014 года порожний танкер "Геба" в балластном рейсе Волгоград-Саратов на осадку носом -2,85м, кормой - 3,1 м совершал плавание вверх по Волгоградскому водохранилищу р.Волга.
В 04:00 на вахту заступил вахтенный начальник - 2 штурман и вахтенный матрос.

Условия плавания: маловетрие, видимость хорошая ночная. Ход полный.

В 06:00 вахтенный матрос был отправлен на противопожарный обход. Танкер следовал на авторулевом.
Согласно объснительной вахтенный судоводитель ушёл в штурманскую рубку, чтобы заполнить судовой журнал. При этом он потерял контроль за движением своего судна.

В 06:23, почувствовав толчок и войдя в рубку, обнаружил что судно находится на мели.
Танкер на полном ходу пересёк судовой ход, проскочил затопленный яр и вышел на пойменную часть за левой кромкой судового хода.

В 06:24, после остановки машин, на мостик поднялся капитан.
Сделав промеры глубин вокруг судна, сняв осадки судна, составив карту глубин и проанализировав ситуацию, поняли, что судно сидит левым бортом в носовой части, потеряв осадку в 80 см .



Для снятия с мели в 07:30 начали откачку балласта из носовых танков.
08:30 - судно на плаву. Начали разворот для выхода на судовой ход.
08:40 на скорости 0,4 узла судно снова село на мель. Продолжили откачку балласта.
09:00 снялись с мели, продолжили разворот.
9:30 - судно снова на мели.
10:15 - начали откачку балласта из ахтерпика.
11:10 - судно снова на мели.
12:10 - снялись с мели.

Подошедшие рыболовные суда, опасаясь за свои сети, своими эхолотами нашли и указали танкеру выходной фарватер.
12:20 судно самостоятельно вышло на судовой ход и продолжило плавание.

Осмотром балластных танков и прокруткой машин убедились, что судно повреждений не получило.
Продолжили рейс на Саратов.
11.11.2014 в Саратове корпус судна был предъявлен для осмотра Регистру. Повреждений не обнаружено.

Случай посадки на мель классифицируется как инцидент.
Простой на мели составил 6 часов. Ущерб для компании является незначительным.

Причиной посадки судна на мель явилось халатное отношение к своим обязанностям вахтенного начальника - 2 штурмана, который в нарушение Устава службы на судах:
- не обеспечил надлежащего управления судном и его безопасность,
- пребывание в штурманской рубке допускается только на кратковременный срок,
- оставшись один в рубке, занимался делом, не относящимся к несению вахты.

Нарушены Правила плавания по ВВП РФ:
- в случае потери ориентировки не уменьшил ход и не прекратил движения судна,
- не вёл постоянного должного наблюдения,
- не вызвал на мостик капитана

Капитан судна в нарушение Устава службы на судах:
- не обеспечил организацию вахтенной и штурманской служб,
- не организовал должным образом вахтенную службу на судне.

Выводы и рекомендации:
Волгоградское водохранилище в навигационном отношении является одним из наиболее лёгких для судовождения районов. Судовой ход преимущественно проходит вдоль приглубого правого горного берега, являющимся хорошим ориентиром; широким судовым ходом и с хорошими глубинами.
После напряжённого судовождения по р.Дон и ВДСК участок может служить фактором, расслабляющим внимание судоводителя.
Случаи ухода судов с фарватера в этом районе достаточно часты.
Отвлечься на запись в судовой журнал вахтенный штурман мог только кратковременно и только при наличии на мостике вахтенного матроса.

Танкер с момента поворота на новый курс, не поворачивая, 12 минут пересекал судовой ход.
Заполнение судового журнала даже за всю вахту (4-5 строчек) может занять не более 2-х минут.
Отсутствие контроля за судовождением длительное время может говорить о том, что оставшийся один в рубке вахтенный начальник - 2 штурман либо заснул и прозевал поворот, либо занимался заполнением многоисленной отчетной документации (большинство которой касается безопасности судовождения - различные чек-листы, отчёты, рапорта.. что частично подтвердилось..).
Если за факт принять последнее - избыточная отчётность, даже по безопасности плавания, может дать противоположный эффект.

Источник: Ивлев В.П. "История транспортных происшествий на судах речного флота". Сборник расследований транспортных происшествий на флоте

"Геба", танкер, Волгоградское водохранилище, Волга, флот, авария, Правила плавания на ВВП история транспор, судовождение, инцидент, лоция

Previous post Next post
Up