"Геба". Река Волга, Волгоградское водохранилище, Саратовская область, Ахмат. Автор: Владислав Пономарев · Дата фото: 5 июня 2020 г.10 ноября 2014 года порожний
танкер "Геба" в балластном рейсе Волгоград-Саратов на осадку носом -2,85м, кормой - 3,1 м совершал плавание вверх по Волгоградскому водохранилищу р.Волга.
В 04:00 на вахту заступил вахтенный начальник - 2 штурман и вахтенный матрос.
Условия плавания: маловетрие, видимость хорошая ночная. Ход полный.
В 06:00 вахтенный матрос был отправлен на противопожарный обход. Танкер следовал на авторулевом.
Согласно объснительной вахтенный судоводитель ушёл в штурманскую рубку, чтобы заполнить судовой журнал. При этом он потерял контроль за движением своего судна.
В 06:23, почувствовав толчок и войдя в рубку, обнаружил что судно находится на мели.
Танкер на полном ходу пересёк судовой ход, проскочил затопленный яр и вышел на пойменную часть за левой кромкой судового хода.
В 06:24, после остановки машин, на мостик поднялся капитан.
Сделав промеры глубин вокруг судна, сняв осадки судна, составив карту глубин и проанализировав ситуацию, поняли, что судно сидит левым бортом в носовой части, потеряв осадку в 80 см .
Для снятия с мели в 07:30 начали откачку балласта из носовых танков.
08:30 - судно на плаву. Начали разворот для выхода на судовой ход.
08:40 на скорости 0,4 узла судно снова село на мель. Продолжили откачку балласта.
09:00 снялись с мели, продолжили разворот.
9:30 - судно снова на мели.
10:15 - начали откачку балласта из ахтерпика.
11:10 - судно снова на мели.
12:10 - снялись с мели.
Подошедшие рыболовные суда, опасаясь за свои сети, своими эхолотами нашли и указали танкеру выходной фарватер.
12:20 судно самостоятельно вышло на судовой ход и продолжило плавание.
Осмотром балластных танков и прокруткой машин убедились, что судно повреждений не получило.
Продолжили рейс на Саратов.
11.11.2014 в Саратове корпус судна был предъявлен для осмотра Регистру. Повреждений не обнаружено.
Случай посадки на мель классифицируется как инцидент.
Простой на мели составил 6 часов. Ущерб для компании является незначительным.
Причиной посадки судна на мель явилось халатное отношение к своим обязанностям вахтенного начальника - 2 штурмана, который в нарушение Устава службы на судах:
- не обеспечил надлежащего управления судном и его безопасность,
- пребывание в штурманской рубке допускается только на кратковременный срок,
- оставшись один в рубке, занимался делом, не относящимся к несению вахты.
Нарушены Правила плавания по ВВП РФ:
- в случае потери ориентировки не уменьшил ход и не прекратил движения судна,
- не вёл постоянного должного наблюдения,
- не вызвал на мостик капитана
Капитан судна в нарушение Устава службы на судах:
- не обеспечил организацию вахтенной и штурманской служб,
- не организовал должным образом вахтенную службу на судне.
Выводы и рекомендации:
Волгоградское водохранилище в навигационном отношении является одним из наиболее лёгких для судовождения районов. Судовой ход преимущественно проходит вдоль приглубого правого горного берега, являющимся хорошим ориентиром; широким судовым ходом и с хорошими глубинами.
После напряжённого судовождения по р.Дон и ВДСК участок может служить фактором, расслабляющим внимание судоводителя.
Случаи ухода судов с фарватера в этом районе достаточно часты.
Отвлечься на запись в судовой журнал вахтенный штурман мог только кратковременно и только при наличии на мостике вахтенного матроса.
Танкер с момента поворота на новый курс, не поворачивая, 12 минут пересекал судовой ход.
Заполнение судового журнала даже за всю вахту (4-5 строчек) может занять не более 2-х минут.
Отсутствие контроля за судовождением длительное время может говорить о том, что оставшийся один в рубке вахтенный начальник - 2 штурман либо заснул и прозевал поворот, либо занимался заполнением многоисленной отчетной документации (большинство которой касается безопасности судовождения - различные чек-листы, отчёты, рапорта.. что частично подтвердилось..).
Если за факт принять последнее - избыточная отчётность, даже по безопасности плавания, может дать противоположный эффект.
Источник: Ивлев В.П. "История транспортных происшествий на судах речного флота". Сборник расследований транспортных происшествий на флоте