Международный сигнал бедствия на море, известный как SOS, учреждён 3 октября 1906 года
Oct 03, 2020 14:06
3 октября 1906 года на Международной морской конференции в Берлине с участием представителей 29 государств, в том числе Великобритании, Германии, России, США, Франции и Японии, был принят единый короткий и звучный сигнал SOS: три точки, три тире, три точки.
Человечество получило технический способ оповещения о беде и призыва о помощи - был учрежден так называемый регламент аварийной радиосвязи
Отбиваемый морзянкой сигнал SOS: три точки - три тире - три точки.Такой радиосигнал позволял передавать сообщения даже в условиях тяжелых помех и слабой слышимости. Больше века прошло, но и в эпоху цифровой передачи информации и мгновенного определения координат использование традиционных сигналов бедствия продолжает спасать человеческие жизни.
В 1888 г. мюнхенский профессор Герц обнаружил электромагнитные волны. Вскоре после опубликования опытов Герца в печати инженер Губер высказал мысль о возможности применения волн Герца для связи без проводов. «Это безумие» - ответил Герц.
Но уже в 1895 г. русский ученый А. С. Попов сделал грозоотметчик, являющийся по сути дела настоящим приемником радиосигналов. Грозоотметчик Попова имел высокую антенну и посредством аппарата Морзе производил запись сигналов, «посланных» грозой.
Потребовалось лишь небольшое усовершенствование приборов Попова, чтобы использовать для передачи сигналов вибратор Герца. В 1899 г. А. С. Попов уже установил радиосвязь с броненосцем «Адмирал Апраксин», севшим на камни в Финском заливе.
23 января 1899 г. по радио было послано первое сообщение о бедствии на море. Оно предназначалось для капитана парохода «Ермак», участвовавшего в снятии «Апраксина» с камней: «Спасите 50 рыбаков, унесенных на льдине в открытое море». Эта радиограмма спасла 27 рыбаков.
Вполне естественно, что радиосвязь наиболее незаменимой оказалась на мореВедь пароходы были совершенно лишены каких-либо средств связи с берегом и с другими кораблями. Терпя бедствие, они могли рассчитывать только на свои силы да на случайную помощь проходившего вблизи судна.
Но царское правительство не оценило изобретения А. С. Попова; все преимущества и успех выпали на долю итальянца Маркони, который в то время ничего не изобрел, но внимательно изучил опубликованные сведения о работах Герца, Попова, Лоджа, Бранли и других ученых.
Маркони был тогда очень молод, настойчив и знал, как нужно действовать в капиталистическом обществе, чтобы добиться признания Приехав в Англию с запечатанными ящиками с приборами, он заинтересовал английское правительство «таинственным» изобретением.
В 1899 г. Маркони установил радиосвязь между Дуврским маяком и плавучим маяком в 20 км от берега. Радиосвязь в этом очень опасном месте спасла много человеческих жизней и пароходов. После этого Маркони получил всеобщее признание и смог организовать мощную «Британскую компанию Маркони».
В 1900 г. Маркони удалось послать первое сообщение через Атлантический океан. Оно состояло лишь из одной буквы S. Ее выбрали из-за простоты передачи - по азбуке Морзе S обозначается тремя точками.
Первое время считали невозможной прямую радиосвязь между пароходами, находящимися в море. Радиограммы передавались береговым станциям, а берег направлял их дальше. Только летом 1901 г. радист парохода «Лэйк Чэмплейн», ловя береговую станцию возле Ирландии, к его величайшему удивлению принял сигналы с парохода «Лукания».
В разрядниках радиостанций того времени проскакивали мощные искры, сопровождавшиеся таким треском, что радиорубку называли «камнедробилкой». Все передавали примерно на одинаковой волне, и когда два радиста говорили между собой, другие сообщении становились невозможными. Для самих радиооператоров радио тогда было необыкновенно занятной новинкой, и они целые дни проводили, «ловя» в эфире своих старых приятелей и завязывая новые знакомства.
Существовало единственное средство прервать бесконечные разговоры, мешавшие деловой передаче: оно называлось «положить книгу на ключ» На ключ передатчика радист клал книгу или какой-нибудь другой тяжелый предмет, контур замыкался, и в эфир несся неумолкающий грохот «камнедробилки». Волей-неволей всякая передача в этом районе прекращалась.
Это были младенческие годы радио на море; даже мольбы о помощи не могли прорваться сквозь беспорядочные знуки, развлекавшие новоиспеченных радистов.
С целью установления хотя бы какого-нибудь порядка в 1904 г. собралась I Международная конференции по вопросам беспроволочной связи. Тогда еще мало пароходов имело радиоустановки. Конференция была немноголюдной. Но на ней впервые обсудили необходимость международного сигнала бедствия. Услышав его, все радиооператоры должны прекращать передачу и, только приняв сигнал и получив сведения о местоположении судна, ответить на призыв, а если можно, то сообщить его дальше.
Первое в истории использование сигнала SOS, переданного по радио, нередко оспаривается историографами мореплавания и обывателями. Кто-то считает, что SOS впервые прозвучал с борта печально знаменитого «Титаника». Другие уверены, что сигнал подало пассажирское судно «Славония», принадлежавшее «Кунард Лайн» - крупнейшей на то время компании, занимавшейся трансатлантическими рейсами из Европы в Америку.
Большинство склоняется к тому, что первое достоверно известное использование сигнала SOS приходится на 11 августа 1909 года, когда на американском пароходе «Арапаоэ» возникла неисправность паровой машины по пути из Нью-Йорка в Джексонвилл. Его SOS был услышан радиостанцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа на острове Хаттерас в Северной Каролине и по наземному проводному телеграфу перенаправлен в офис пароходной компании.
CQD и SOSКогда радиосвязь только-только появилась, поговорить так, как мы это делаем сегодня с помощью телефона, было невозможно. Единственным эфирным «языком» служила азбука Морзе, чередование коротких и длинных тональных сигналов - тех самых точек и тире. Когда линия связи была устойчивой, ничто не мешало говорить морзянкой, что называется, прямым текстом и не особенно скупясь на слова.
Но для обеспечения связи в сложных условиях помех и плохой слышимости радисты разработали систему коротких кодов, многократное повторение которых позволяло хоть как-то, пусть и ограничено, но обменяться важной информацией на пределе слышимости.
Большинство английских радистов работали раньше на железнодорожном телеграфе. А там сигналом, служащим для привлечения всеобщего внимания, являлись буквы CQ. Английские радисты и на пароходах применяли этот сигнал перед началом важной передачи.
Поэтому все делегаты решили остановиться на CQ. На конференции постановили, что сигнал бедствия CQ должен передаваться только после специального распоряжения капитана. За передачу CQ без приказа радист подвергался серьезному наказанию.
Потом к CQ добавили третью букву D - первую букву английского слова distress - горе, бедствие.
Обычно при неустойчивых условиях связи один абонент слышит другого хуже, чем тот его. В этом случае тот, кого хуже слышно, переходит на так называемый Q-код, в котором каждая фраза состоит из трех букв, начинающихся с Q (существует и менее распространенный аналогичный Z-код). Каждое сочетание QXX может быть использовано со знаком вопроса или без. Соответственно, изменяется и его значение. Например:
QTH - сообщите ваши координаты! QDR - сообщите магнитный пеленг! QSY - перейдите на другую частоту! QRS - должен ли я передавать медленнее? QTO - из какого порта вы вышли? QSQ - имеете ли вы на борту врача?
Сигнал же общего вызова, означающий «Всем, всем!», телеграфировался буквами CQ. После добавления к нему «D» (danger - опасность) получился первый международный сигнал бедствия, звучавший морзянкой как CQD
CQD не был сигналом, разработанным международным сообществом. Это было изобретение компании Marconi International Marine Communication.
Но надолго CQD в эфире не задержался.
Для «самого главного сигнала» нужна была какая-то более благозвучная последовательность точек и тире, и 3 октября 1906 года на Международной морской конференции в Берлине с участием десятков стран, в том числе Великобритании, Германии, России, США, Франции и Японии, был принят единый короткий и звучный сигнал SOS: три точки, три тире, три точки.В 1906 г. собралась вторая конференция по беспроволочной телеграфии. Она была уже очень многолюдной, тридцать государств прислали своих представителей. Накопилось много вопросов, требовавших немедленного разрешении.
Американцы предложили буквы NС, обозначающие бедствие по флаговому сигнальному коду, немцы же настаивали на SOE. Буква S передается тремя точками и из-за своей простоты была выбрана для первой трансатлантической передачи. О - тоже достаточно (- - -). Резкие возражения встретила только буква Е. По азбуке Морзе она передается в виде одной точки. Все делегации, кроме немцев, утверждали, что Е будет постоянно пропадать. Тогда решили Е заменить через второе S.
Так был создан сигнал SOS, которому обязаны жизнью десятки тысяч людей - моряков, пассажиров пароходов, участников всевозможных экспедиций, перелетов.
Важно, что международным соглашением введение этого сигнала полностью отменяло все альтернативные, разработанные частными компаниями-производителями средств радиосвязи, типа CQD, NOTZEICHEN и некоторых других.
В течение первого десятилетия существования радио в эфире, как в собственном доме, хозяйничала компания МаркониОна устанавливала радио на пароходах и маяках, назначала туда своих радистов. Неугодных ей лиц администрация мгновенно снимала.
Компания Маркони объявила войну всем пароходам, имевшим радиоустановки других фирм. Служащие Маркони должны были всячески мешать сообщениям «чужих» пароходов; категорически запрещалось давать конкурентам какие-либо полезные сведении - о льдах, грозящих гибелью в Атлантическом океане, о надвигающихся штормах, эпидемиях, вспыхнувших в том или другом порту. Даже сигналы бедствия рекомендовалось «не слышать».
Но вопреки усилиям Маркони радио бурно развивалось во всем мире. Оно уже не могло быть достоянием какой-нибудь одной фирмы, как в первые годы. Тысячи изобретателей работали над усовершенствованием радиоустановок, и все новые имена связывались с замечательными открытиями в области беспроволочной связи. Компания Маркони перестала играть ведущую роль.
Среди выдающихся изобретений той эпохи, способствовавших повышению значения сигнала SOS, нужно отметить приемный прибор для определения направления радиосигналов. Этот прибор - пеленгаторная станция - давал возможность быстро находить пароходы, посылавшие сигналы бедствия. Наконец изобретение электронной лампы сделало радиосвязь вполне надежным и мощным средством сообщения без проводов.
Теперь пароходы снабжаются тремя передающими радиоустановками: навигационным ламповым передатчиком, коротковолновым и аварийным. Кроме того, начинают устанавливать аппарат, автоматически принимающий сигнал тревоги, предшествующий сигналу бедствия. Если такой автомат был бы 15 апреля 1912 г. на пароходе «Калифорниан», то, вероятно, не утонул бы ни один пассажир «Титанике». [Spoiler (click to open)] «Калифорниан» находился от «Титаника» на расстоянии только 8 км, но его радист уже лег спать, а капитан был совершенно пьян. Случайно в часы гибели «Титаника» в радиорубку «Калифорниана» зашел помощник капитана Гровс. Он надел радионаушник и попробовал наладить приемник. Но на «Калифорниане» был старый приемник, заводившийся подобна часам, а его настройка была настоящим искусством.
Во время следствия по поводу гибели «Титаника» Гровс сказал: «Я понимаю азбуку Морзе, когда передают медленно, но я не сумел наладить приемника. Впрочем, я не особенно и старался. Я ведь не знал, что тогда «Титаник» передавал SOS».
А, собственно, для чего вообще нужны специальные сигналы бедствия? По идее, гораздо продуктивнее и эффективнее безо всяких SOS прямо сообщить всем, кто может вас услышать, что-то вроде: «Судно такое-то тонет в точке с координатами такими-то, просим срочно оказать помощь!»…
Действительно, именно эта информация и важна. Но сперва нужно привлечь внимание какой-то короткой и узнаваемой эфирной фразой, которая заставит радистов ближайших судов, самолетов и береговых станций подстроить частоту поточнее, увеличить чувствительность приемника радиостанции, отключить шумоподавитель и т.п. Именно поэтому призыв о помощи начинают с многократно повторяющихся SOS.
Расшифровывают этот сигнал по-разномуНапример, «Save Our Ship» (спасите наш корабль), или «Save Our Souls» (спасите наши души).
С 1 февраля 1999 решением Международной морской организации в качестве единого мирового стандарта призывов о помощи был принят кодированный сигнал автоматизированной системы GMDSS (Global Maritime Distress and Safety System - международная система, использующая современные наземные, спутниковые и судовые системы радиосвязи).
Теперь автоматическое оборудование на воздушных и водных судах передает координаты места бедствия даже без участия человека.
В связи с этим значение сигнала SOS уменьшилось, но его по-прежнему можно применять.