Морской шелк...

Apr 26, 2017 14:02

взято здесь и здесь



Когда ты рождаешься холодным февральским вечером на острове Святого Aнтиоко - на юго-западе Сардинии, когда ни кто тебя не ждёт - кажется, что все было уже написано, и достаточно лишь суметь прочитать…
Мастер Виссона Кьяру Vigo неустанно стремится передать нам устную традиции многих поколений, донося до нас мудрость и культуру предков, богатсво человечества и его коллективную память, мастерство наследства рукоделия. Это истинная традиция, которая нам напоминает о том, кто мы, кем мы были, и то, кем мы будем.





Кьяра Виго, 57 лет, сардинка с острова Святого Antioco, последний Мастер в мире, обладающая умением ткать виссон - волокно, произведенное самым большим моллюском Средиземного моря - Nobilis. У Виссона есть история, которая теряется в ночи времен: Библия говорит об этой ткани, как о ткани царя Соломона, Реджна Экуба, Аристотель рассказывал об этой ткани...
Его тёмно-янтарный цвет становится золотом, если он извлечён на свет: извлекать этот шелк - это работа ткача, составляющая часть древней мудрости и мастерства, которое передовалось от женщины к женщине все 233 поколения.
Кьяра Виго переняла мастерство у бабушки, Мастера виссона, и сохраняет верность Присяге, потому что виссон не продается и не покупается, его можно только дарить или получать. Считается, что виссон и должен остаться свободен и открыт для всех, как море...
(источник - Интернет. С переводом помогла
Эльдис)


А вот здесьhttp://itlm.ru/article/%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0...1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-1
нашла этот рассказ...
Вышивая шелк моря

Держа эти знания в уме, я была готова к встрече с Chiara Vigo, единственной женщиной в мире, которая все еще умеет плести виссон, материал, более известный как шелк моря. Это ткань, из которой женщины в древней Месопотамии пряли одежду для царей.
- Госпожа Виго?
- Это, должно быть, я, - ответила она, демонстрируя свое остроумие.
Первые минуты были решающими: «Я хотела бы четко заявить, что я не художник, не ремесленник, - пояснила она, прежде чем я успела что-либо спросить. - Я мастер. Пожалуйста, давайте не будем смешивать понятия».
- Потому что все профессии очень разные... - пролепетала я.
- Так и есть, - подтвердила Кьяра. - Художник создает по воле вдохновения, ремесленник производит и продает, мастера передают свое искусство, но не могут продать.
Кьяра работает в Музее виссоноплетения, который находится на вершине небольшого холма в центре города Сант-Антиоко.
- Что вы знаете о виссоне? - мягко спрашивает она, пока мы гуляем по ее королевству - эклектичной смеси архаичной Сардинии и глубокого моря.
- Ничего, - признаюсь я, полностью осознавая, что никак не смогла бы солгать об этом.
- Отлично, - выдает она. - Я не выношу, когда кто-то приходит сюда, чтобы учить меня обращаться с виссоном.
Лед был официально сломан, и Кьяра стала рассказывать мне свою историю, искусно переплетая ее с этим видом искусства, зародившимся в восточных землях около 10 тысяч лет назад.
- Сама Библия косвенно упоминает виссон, - объясняет Кьяра. - Помните, когда там говорится, что царь Соломон появился перед людьми «сияющим»? Он был одет в одежду из виссона, которая в темноте выглядит бурой, но на свету она блХристосестит как золото.
Кьяра Виго также подтвердила, что холст, который якобы воспроизводит лицо Христа после того, как его вытерла святая Вероника на пути к распятию, является сделанным из этого вида шелка.




Бархатистые нити из Средиземного моря
Виссон представляет собой тонкую ткань, сделанную из бархатистых нитей биссуса, которые вырабатывают моллюски pinna nobilis, обитающие в Средиземном море и находящиеся под угрозой исчезновения. Первоначально для получения биссуса моллюсков вылавливали, но Chiara придумала специальный разрез, позволяющий забрать ценный материал, не убивая существо.




«Ручная добыча приносит десять сантиметров биссуса в год, - объяснила Кьяра, которая сама ныряет в поисках редкого шелка. - Чтобы собрать 200 граммов биссуса, я должна погрузиться 300 раз». После сбора виссона первый шаг заключается в погружении сырья в смесь из восьми морских водорослей. После высыхания Кьяра делает из него пряжу. Мастерица выросла в семье художников: ее приобщила к древнему искусству бабушка по материнской линии, которая учила ткать в течение шестидесяти лет женщин Сант-Антиоко. Ее другая бабушка научила, как работать с золотыми и серебряными тканями. Из всех ремесел, которыми она обладает, Кьяра выбрала делом жизни это легендарное искусство.
Сегодня ее уникальные изделия представлены в музеях Рима, Лондона, Нью-Йорка и Парижа. Они оцениваются в сотни тысяч евро. Но Кьяра живет на деньги, полученные от посетителей ее мастерской в Сант-Антиоко.
В связи с дефицитом этого вида шелка, трудностями в поиске и изготовлении виссона эта ткань всегда была слишком дорогой, чтобы быть доступной. В древние времена только фараоны, римские императоры, короли или первосвященники могли позволить себе такую роскошь.

Раковина с биссусом

Морская присяга
- Почему бы вам не продать часть вашей работы? - спросила я без задней мысли.
- Потому что некоторые вещи важнее денег. Например, сохранение искусства, - быстро сказала она, словно дожидаясь моего вопроса.
Но так как наш разговор стал более доверительным, выяснилось, что это не единственная причина того, почему она не может продать часть работ. Более важно, что Кьяра, как и все поколения перед ней, связаны морской присягой. Она гласит: виссон не может быть использован в личных целях, он принадлежит всем, как море, и это не подлежит обсуждению.
- Всё, что я делаю, - живо сказала Кьяра, обнажив истинно сардинский характер, - принадлежит всем горожанам Сант-Антиоко. Почему, вы думаете, я не нравлюсь арт-дилерам? Потому что они хотят, чтобы мое искусство продавалось. Они еще не поняли, что мои драгоценности - наследие сардинской земли.
На протяжении всей нашей беседы Кьяра не прекращала работу. И в конце разговора она показала почему: «Этот виссон для вас, - сказала она мне. - Потому что я создала его сегодня, в воскресенье. А когда виссон соткан в праздничный день, он должен быть подарен самому молодому посетителю. Сохрани его и за три месяца после свадьбы пришли ткань мне. Я сошью из нее подушечку для обручальных колец».
Я оставила музей Кьяры с чувством принадлежности к ее миссии. У меня теперь есть собственный кусок виссона. И как древние королевы, я буду заботиться о нем до тех пор, когда настанет время, чтобы распорядиться им в соответствии с традицией.

1.



2.


https://www.facebook.com/chiara.vigo1

традиции, Италия, ткачество, женское, море, ремесла, тайна, шедевр

Previous post Next post
Up