Оригинал взят у
popova_art в
Мастер-класс. Трансформация как путь к стилюСтилист создаёт Миры. И потому находится где-то там, рядом с Богом.
Понятно, что забраться туда, по своей воле, невозможно.
Вот почему профессиональные навыки стилиста я воспринимаю как ПОДАРОК.
Но подарок, который не даётся каждому. Это подарок за страсть к искусству.
Я решила выкладывать некоторые материалы моих учебных курсов.
Сегодня мы поговорим о трансформации как единственно возможном пути к стильному образу.
Обучение стилиста, в какой бы области он не работал (стильный интерьер, фотография, индивидуальный образ человека) предполагает обязательное постижение (именно постижение, а не просто знание) больших исторических стилей.
Во-первых, это опора в работе профессионала: не надо изобретать велосипед. А во-вторых, в процессе обучения и вырабатывается ЧУВСТВО СТИЛЯ, без которого нет стилиста.
Большие исторические стили - это классика, барокко, рококо, классицизм, романтизм, религиозно-символического стилевое направление. Большими их назвали потому, что они охватывают чаще всего все или наиболее характерные для данного периода виды искусства.
Когда вы знакомитесь с творчеством художников определённых стилевых направлений, то cкладывается впечатление, будто они жили на разных планетах. Так в эпоху барокко мир был богат на природные дары: лавки ломятся от разнообразной живности, а интерьеры утопают в цветах. Размеры многих барочных архитектурных сооружений заставляют предположить, что люди барокко любили проводить время на публике, заполняя эти колоссальные пространства. Женщины отличались телесной пышностью, а мужчины - были хотя и грубоваты, но зато отменно здоровы. Попадая в барочный мир, вы как бы заражаетесь энергией, несколько грубоватой жизнерадостностью: толкаетесь, страстно жмёте в объятьях, прижимаетесь пышной грудью и громко смеётесь.
Андриан ван Утрехт. Натюрморт. 1644. Амстердам.
Рубенс. Охота на львов. 1616. Старая пинакотека. Мюнхен.
Никола Ланкре. Танцовщица Камарго. 1730-е гг. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Всё меняется в эпоху рококо. Куда-то пропадают съестные припасы и чем питаются эти, вдруг сделавшиеся нежными и хрупкими, дамы и изящные кавалеры одному богу известно. Где огромные площади, где барочный размах? Мир сдвигается, заставляет вглядываться в лица, предметы, вышивки, изящные рисунки на стенах, изгибы фарфоровых чашечек, - вдруг видится всё то, что было недоступно в эпоху барокко. Рококо заставляет вас помолодеть: вы ощущаете лёгкость в ногах. Впрочем, не в ногах, а в изящных ножках: да, да ножки стали маленькими, а щиколотка стала тоньше! Повороты шеи приобрели завораживающую грациозность. Любопытно, но меняется даже климат! Рокальный дождик не идёт ни в какое сравнение с проливными ливнями барокко, сметающими всё на своём пути.
В чём же дело? Почему мир в различных стилевых пространствах так кардинально меняется? Потому что СТИЛЬ - ЭТО ВСЕГДА ТРАСФОРМАЦИЯ, усиление одних черт и затушёвывание других.
Ниже вы увидите подобранные мною иллюстративные ряды. Они помогут вам ПОЧУВСТВОВАТЬ специфику того или иного стиля, а поэтому и приблизиться к его ПОНИМАНИЮ.
Внимательно рассмотрите пейзажи, применяя метод восприятия. Постарайтесь определить, какое чувство зародилось в вас. Так вы формируете ЧУВСТВО СТИЛЯ.
Пьетро Перуджино. Аполлон и Марсий. 1480-е гг. Лувр. Париж.
Якоб ван Рейсдаль. Мельница. 1670. Королевский музей. Амстердам.
Как любопытно наблюдать изменения, происходящие в поведении женщин в портретах 15-16 века, в период, когда стилевые тенденции так разнообразны и прихотливы!
В портретах кватроченто дамы отгораживаются от нас, зрителей, своими точёными профилями, и мы видим закономерную замкнутость композиции.
Доменико Гирландайо. Портрет Джованны Торнабуони. 1488. Мадрид. Музей Тиссен-Борнемиса.
Вдруг неожиданно замечаешь, что Боттичелли заставил Симонетту Веспуччи явно косить глазом, как бы стремиться увидеть нас, выйти за пределы замкнутости.
Сандро Боттичелли. Портрет Симонетты Веспуччи. 1476-1480 гг. … Берлин.
Донна Велата Рафаэля смотрит на нас со спокойным достоинством, без всякого вызова.
Рафаэль Санти. Донна Велата. 1516. Флоренция. Галерея Паллатина.
А что скрыто во взгляде, мягких руках, в уголках губ Джоконды Леонардо?
Леонардо да Винчи. Джоконда. 1503-1505 гг. Лувр. Париж.
Постижение больших исторических стилей приоткрывает и эту тайну, тайну изменения манеры поведения женщины, как и разнообразие граней любви.
Джорджоне. Спящая Венера, 1510. Галерея старых мастеров. Дрезден.
Тициан. Венера Урбинская. 1538. Галерея Уффици. Флоренция.
Венера Джорджоне - любовь идеальная, божественная, небесная, а потому - недоступная.
Венера Тициана - откровенно манящая, соблазняющая, земная, чувственная любовь. Внимательно рассматривая небольшой отрезок линии на этих полотнах, линию, очерчивающую левое бедро, неожиданно проникаем в художественный смысл образа, а значит и в ядро стиля. Откройте конспекты, прослушайте ещё раз аудиозаписи. И, наконец, «Союз Земли и Воды» Рубенса, где Любовь как страсть, как связь, предначертанная Судьбой.
Различные стили - различные миры: мир классического стиля, мир зарождающего барокко и яркое, пышущее страстью, в полном великолепии барокко Рубенса.
Питер Пауль Рубенс. Союз Земли и Воды. 1618. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Как изменяются представления о счастливом досуге в супружестве!
Роскошное и шумное общество - обязательное условие счастья в пространстве барокко.
И, напротив, уединение в эпоху Просвещения.
Петер Пауль Рубенс. Сад любви. 1632. Музей Прадо. Мадрид.
Гейнсборо. Портрет четы Эндрюс. 1748-1749. Лондон. Национальная галерея.
Вот «Священный сонет.№14» , по сути молитва, английского поэта Джон Донна (1572-1631).
Вчувствуйтесь в ритм, отзовитесь на эмоциональное настроение.
Бог триединый, сердце мне разбей!
Ты звал, стучался в дверь, дышал, светил,
А я не встал... Но ты б меня скрутил,
Сжег, покорил, пересоздал в борьбе!..
Я - город, занятый врагом. Тебе
Я б отворил ворота - и впустил,
Но враг бразды правленья захватил,
И разум - Твой наместник - все слабей...
Люблю Тебя - и Ты меня люби:
Ведь я с врагом насильно обручен...
Порви оковы, узел разруби,
Возьми меня, да буду заточен!
Лишь в рабстве - я свободу обрету,
Насильем - возврати мне чистоту!..
Какая из дам, изображённых ниже, могла бы так молиться? НЕ ДУМАЙТЕ, а ЧУВСТВУЙТЕ.
И только ПОТОМ думайте.
Доминик Энгр. Портрет Паулины-Элеоноры де Брогли. 1851-53 гг. Метрополитен-музей. Нью-Йорк
Гойя. Портрет Изабель де Порсель. 1806. Национальная галерея. Лондон.
Стиль обуславливает манеру поведения.
СТИЛЬ - это ЖЕСТ.