Оригинал взят у
vse_horosho в Символика русской народной вышивки.
Знаком Вам этот символ?
Его можно увидеть на варежках маленьких детей или на мужских свитерах. Значение этого символа - «засеянное поле» или «беременность». А вот такой символ?
Его значение - рожающая женщина. В данном случае - 3 рожающие женщины.
История этого символа начинается в петроглифах Кольского полуострова. Вот из этой композиции.
Эта группа петроглифов эпохи неолита обнаружена Н.Н. Туриной на Кольском полуострове на берегу р. Поной в урочище Чалмы-Варрэ. Видите вот эту фигуру. Этнографы считают, что это фигура роженица в процессе рождения, окруженная священными лосями. Это соотносится с древним охотничьим мифом о женщинах-лосихах, Хозяйках Миpа. Также есть запись 114 года, в которой летописец говоpит о pождающихся на небе оленьцах малых.
Именно эта фигура начинает свою трансформацию в вышивке, живописи, резьбе по дереву и берет на себя роль Прародительницы, Рода, Мокоши и Параскевы Пятницы.
Для фигуры роженицы характерны широко раскинутые руки и ноги (поза лягушки). Фигуру часто окружают лоси (кони), а в руках роженица держит птиц (из темы жертвоприношений). Когда же птицы изображены в верхнем (небесном) ярусе, то это скорее указывает на духов (святой дух в виде голубя на иконах про тоже самое).
Часто между ног роженицы или под ногами (под юбкой) можно увидеть символично изображенного детеныша.
В конечном итоге фигура роженицы трансформируется в знак, который мы можем наблюдать в орнаментах и сегодня.
А в вышивке в какой-то момент фигура роженица трансформируется в двуглавого орла. Видимо из-за схожести фигур. Какая-нибудь вышивальщица повторяла узор без понимания и додумала фигуру до той, которая была бы ей самой знакома. И появился орёл вместо роженицы. Особенно умиляют маленькие фигурки внутри орла.
Важно ещё отметить положение рук роженицы. Вышивка играла значительную обережную роль. Символы разнились в зависимости от времени года и аграрного календаря. Так весной, когда жизнь только зарождается, женщины носили вышивку «просящую плодородия для земли» или «беременность для себя». Руки у такой фигуры подняты вверх.
Затем наступает лето (беременность) и фигура роженицы уже изображается наполненной внутри и с опущенными руками. Просящая о сохранении урожая (плода) и т.д.
Для зимних же символов характерно помещение фигуры роженицы внутрь постройки. Постройки же часто начинают иметь кресты и символизировать православную церковь. Так языческая фигура роженицы, окруженная священными лосями попадает в церковную вышивку.
Священные лоси тоже имеют своё продолжение. Вот они в современном мире. Каргопольская игрушка.
Я часто видела лосиные рога, повешенные на стену, когда приходила в гости к подружкам в своем детстве. А вот это замок Морицбург в Германии, знаменитый коллекцией лосиных рогов на стенах.
Коньки на избах часто символизируют не коней, а лосей. Кони же являются трансформацией лосей. Иногда крыши в деревнях украшают непосредственно лосиными рогами.
Источники информации по теме:
Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян».
«Куда делась чудь?» .
С.В. Жарникова «О попытке интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа.» .