И я к себе сохраню. После "Обережья" по-другому читается и воспринимается.
Оригинал взят у
elena_leikny в
О заклинаниях из хрестоматии 1897 года Последнее время меня очень увлекла тема русского языка и русского слова. Я пока не знаю для чего мне это нужно, но действую по схеме, прекрасно работавшей в институте: набросать в голову много разной информации, а в одно прекрасное утро она выстоится в стройную систему, которая позволит разбираться в теме и даже делать какие-то собственные выводы.
Иногда я читаю вслух русские былины и млею от самого звучания языка. Иногда выписываю все свои психологические заморочки, а потом ключевым иностранным словам в написанном ищу русские соответствия, что очень проясняет многие ситуации в жизни. Открыла для себя интереснейшую тему языковой картины мира. Заговариваю воду для умывания по утрам заговором из книги Шангиной «Русские девушки» (тьфу-тьфу, но вроде работает, самой не верится). И вот недавно мне попалась в руки чудесная историческая хрестоматия 1897 ода, составленная В. Покровским, где очень много интересных статей на «народные» темы. И среди них статья Ефименко, которая, на мой взгляд, очень хорошо (без ортодоксального осуждения и неоязыческого восхваления) рассказывает о заклинаниях.
Заклинания суть молитвы наших предков-славян, искаженные временем и переделанные на новый лад под влиянием христианства. В немногих удержались имена языческих божеств, в большей же части они заменены именами Господа Бога, Богородицы, ангелов и св. угодников. За этими последними скрываются имена языческих божеств; а эти божества суть только символы (образы) явлений и предметов природы, пред которыми преклонялся первобытный человек, чувствую над собою их подавляющее могущество, и умолял их о помощи и пощаде.
Заговоры начинаются обычною формою: «Стану я раб Божий (имя) благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, из двора воротьми, выйду я в чисто поле». Затем чаще всего упоминается восточная сторона, к которой заклинатель обращается лицом и кланяется. Уже в этом обращении к восточной стороне видно поклонение восходящим с востока светилам: солнцу, луне и звездам. Далее упоминаются находящиеся на восточной стороне святое окиян-море и какой-то остров. Заклинания других местностей Великой России начинаются прямо с обращения к морю-окияну и острову Буяну. НА острове есть храмина, т.е. дворец, в храмине стоит престол, на котором восседает Господь или Богородица или св. Николай. Здесь же находятся различные чудесные животные и предметы, например, золотая щука, белый камень и проч. Всё это сходствует с представлениями славян-язычников о жилище светлых божеств.
Обыкновенная заклинательная формула заговоров такая: как невозможно то-то и то-то (говорится о чем-нибудь невозможном), так и это пусть будет невозможно (о чем просят в заклинании), например: «как не бывать в пресветлом раю, в небесном царствии проклятому диаволу и волшебнику, так не бывать и мне р.б. N тем злым лихим притчам, скорбям или болезням».. или: «како из гроба не возставает мертвый мертвец, тако б не мог восставать супротив меня начальный человек»…
Как древние языческие молитвы, наши заклинания должны быть во многом сходны с языческими молитвами индоевропейских народов. И действительно, они похожи не только в своих основах, но и в выражениях. Разумеется, там, где в языческих молитвах упоминаются имена божеств, там в заклинаниях употребляются имена Бога, Богородицы, ангелов и св. угодников.
Из сравнения русских заклинаний с заклинаниями других народов можно было бы добыть много чрезвычайно важных сведений о мифологии, между прочим можно было бы восстаность первобытные формы заклинаний, потому что многое из того, что утратилось у одного народа, сохранилось в другом.
Заговоры - «молитвы от нечистого духа» наполнены странной смесью языческих понятий с христианскими. Гром и молния то олицетворяются в них в виде отдельного существа царя Грома и царицы Малании или Молнии, то приписываются Господу Богу, небесным силам - архангелам Михаилу и Гавриилу и Илье Пророку. Для примирения языческих верований с христианскими, царя Грома и царицы Молнии подчиняют Господу Богу и называют их святым духом, исходящим от Господа. Царь Гром и царица Молния, поднимающиеся с востока, от престола Господня, гоняются за нечистыми духами, которые со страхом и трепетом убегают в свои «поместья»: «под пень и под колоду, в озера и в омуты». Лихорадка олицетворяется в виде 12 Иродовых дочерей. Всякие злые лихие притчи и скорби и болезни, 12 проклятых Иродовых дочерей, отсылаются туда, откуда пришли, в преисподнюю бездну, в ад, к деду своему, проклятому сатане.
Выражения, которыми заканчивается, большая часть заклинаний: «будьте мои слова замком замкнуты, ключом заперты, будьте мои слова крепки и емки, как ключи поземные, будьте мои слова тверды и крепки на веки нерушимы: ключ в воду, а замок в руки» - почти не имеют для нас смысла и показывают, что заклинания, сохранившиеся в устах народа, сильно пострадали и сократились. Здесь память народная изменила себе. Поэтому для мифологии очень важны письменные заговоры, сохранившиеся в большей полноте и могущие служить пояснением первых. Вышеприведенные выражения суть сокращения нижеследующего. Заклинатель обращается к Господу или св. угоднику и просить их поставить около скота «железный тын» от неба и до земли со всех четырех сторон и окружить его огненной рекою для предохранения их от нечистого духа, болезней, диких зверей и пр., потом просит замкнуть этой тын и положить ключ на престол Божий или опустить в воду для того, чтобы их поглотила божественная золотая щука, живущая в жилище светлых божеств. Затем следует заклинательная формула: как нельзя достать ключ от престола Господня или от щуки, так бы не нападали на заклинателя и его скот скорби, болезни и нечистая сила, злые люди и звери. Этим объясняется обычай замыкать замок при заклинаниях и бросать ключ в воду.
Железный тын знаменует собою небо, которое по представлению язычников, имело вид крышки, покрывающей землю; крышка эта сделана из железа и опускается в море-окиян, окружающий землю (огненная река). Небо, по народным преданиям, имеет ворота, которые ежедневно отпирает утренняя заря для проезда бога солнца, а вечером запирает их на замок вечерняя звезда. Отсюда выражение «будьте мои слова замком замкнуты, ключом заперты», или - «будьте тверды, как ключи подземные» означает желание, чтобы слова заклинателя были так сильны и тверды, как замкнутое на замок небо.