Старинные женские головные уборы с подробными выкройками и описанием

Mar 31, 2014 20:52

Из дипломной работы Бакановой Натальи, уже широко известной в инете. По ссылке также есть рубахи и сарафаны с выкройками.




ПОВОЙНИК середина ХIХ века, Центральная Россия (Историко-художественный музей г. Егорьевск)



Конструкция повойника состоит из 2 частей: лобной и теменной. Теменная часть повойника присборена, что создает небольшой объем изделия. Изделие посажено на подкладку из ситцевой ткани. Выполнен образец из бархатной ткани бордового цвета и богато украшен золотным шитьем.

Орнаментация теменной части представляет собой стилизованные растительные мотивы. Лобная повойника имеет украшение из парчового штофа, на котором имеется орнамент в виде геометрических фигур. Штоф нашит на лобной части повойника.



Повойники использовались как в дополнении нарядной, так и рабочей одежды. Носили его женщины замужние.

P.S. Много красивых фоток этих и других головных уборов вы найдёте в одноименных метках: костюм, Россия, головной убор и т.д. Ссылки в конце

СОРОКА - начало ХХ века, Воронежская область

Свадебный головной убор "сорока" состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно "сороки" каблукообразной формы. Сорока является древним по способу ношения головным убором русской женщины.



Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка - твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх большими рожками, обшитая кумачом. К ней крепится кусок холста, края которого присобраны на тонкий шнур - "вздержку". Кичку одевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем фиксируют шнуром ткань на голове.

Затылок прикрывают позатыльньником - прямоугольной полосой расшитого золотыми нитями бархата, закрепленного для жесткости на картоне, к верхней части и боковым сторонам которого пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям. Их перекрещивают на лбу, и несколько раз обвязывают вокруг рожек, таким образом, плотно скрепляя кичку с позатыльнем.

И, наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сооружение. Основными мотивами орнамента золотой вышивки на позатыльне и по верху сороки являются "древа", аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи.



СОРОКА ХIХ век Центральная Россия (Историко-художественный музей г. Егорьевск)

Развертка "сороки" имеет 3 основные части - очелье, позатылень и специальная нашивка из основной ткани, которая удлиняет позатылень. Конструкция имеет жесткий каркас - вшитую картонную полосу высотой 20см. Завязки шириной 5 см из ситцевой ткани, крепятся к очелью.



Головной убор посажен на подкладочную ткань. Выполнен образец из бархатной ткани. Очелье богато украшено золотным шитьем, цветными стразами и нашитым парчовым позументом. Нашита тесьма из разноцветного бисера, по краям очелья пришита бахрома.

Позатылень украшен вышивкой в технике "золотное шитье", орнаментация выполнена в виде растительных мотивов. К низу нашивной части позатыльня пришиты три пышных кисти красного и зеленого цвета. Декоративным соединением очелья и позатыльня являются две полоски золотной тесьмы.



КОКОШНИК XVIII век Тверская губерния, Оставиковский уезд. (Историко-художественный музей г.Егорьевск )

Конструкция кокошника состоит из двух частей - лобной и теменной. Имеет жесткий каркас из плотного картона и посажен на ситцевую подкладку.



Суконная ткань, из которой выполнен кокошник, полностью расшит металлическими нитями золотого и серебристого цвета. Очень органично вписались в рисунок вышивки нашитые кусочки алюминиевой фольги и стразы. Очень богатое украшение создает на лобной части кокошника бисерная оборка, выполненная в технике "низание".



КОКОШНИК Центральная Россия XIX век (Историко-художественный музей г. Егорьевск)

Конструкция кокошника состоит из трех частей. Выполнен образец из бархатной ткани, украшен вышивкой золотного шитья стилизованными растительными элементами. Парчовый штоф с геометрическим рисунком является очельной часть кокошника.



Кокошник посажен на подкладку. Обычно поверх кокошника надевался платок.



КОКОШНИК ХIХ век, Центральная Россия (Историко-художественный музей г. Егорьевск)

Конструкция кокошника состоит из 3 частей: лобная часть, затылочная часть, и широкая обтачка низа изделия . На кокошнике имеется застежка в виде металлических крючков. Выполнен кокошник из бархата и украшен золотным шитьем. Орнаментация вышивки - стилизованные растительные





КОКОШНИК ХIХ век, Центральная Россия (Историко-художественный музей г. Егорьевск)

Конструкция кокошника состоит из трех частей: лобной части и двух клинов. При сшивании они образуют нечто, напоминающее шапочку. Лобная часть усилена картонной прокладкой. Кокошник посажен на подкладку из ситцевой ткани.



Вышивка лобной части выполнена в виде геометрического орнамента в технике "золотное шитье", верхняя часть головного убора заполнена орнаментом стилизованного растительного мотива.



ДЕВИЧЬЯ ГОЛОВНАЯ ПОВЯЗКА. Конец XIX начало XX века, Центральная Россия (Историко-художественный музей г. Коломна)

Конструкция головной повязки проста , представляет собой прямоугольный шаблон из картона, обтянутый куском красной ткани. Часто встречаются экземпляры с "ушками". К концам шаблона пришивались завязки - лента. В основном встречаются образцы повязок, выполненных из ткани красного цвета (цвета солнца).



В качестве украшения на повязках использовалась золотная тесьма с фестонами, золотное шитье, рубленный перламутр, бисер, цветные стекла, фольга, низание по бели бисером. Поверх повязок одевался платок или шаль с бахромой.












народный костюм, текстиль, вышивка, головной убор, шитье, история, рукоделия

Previous post Next post
Up