В прошлую субботу я была участвовала прожила ремесленный семинар, который проводили ИЦ "Гамаюн" и "Заповедник народного быта". Написала отзыв, аж самой понравился, и решила сюда тоже опубликовать.
Раньше ткацкие станки я видела только промышленные, которых штук 50 в цеху, и между ними бегают две девушки в наушниках. Наушники у них не для развлечения, а производственная необходимость, там очень шумно от лязга железа.
И когда в старших классах школы была на экскурсии и на практике на текстильном комбиинате, видела "кусочек" ткацкого производства: огромные барабаны, на которые наскручивали нити основы.
И высшее образование по специальности "технология ткани и трикотажа" тоже кое-что дало.
Вот с таким багажом образов в голове я подошла впервые в жизни к этнографическому стану.
И если промышленность - это размах вширь,то простой деревянный ткацкий стан - он проще и глубже, он хранит тепло рук,
которые к нему прикасались, он пропитан мудростью женщин, глубиной...
И Наталья, водящая нашей группы, начала разговор со слов:
"Вообще-то я психолог, ткачеством всего 3 года занимаюсь..."
Это прозвучало как подарок:)
Дело в том, что у меня и запрос был больше психологический, ткачество как способ понять и познать себя.
Раньше девочек начинали обучать ткачеству в 10-12 лет, они много общались со старшими женщинами, бывали на посиделках, т.е. постоянно находились в женском окружении, и исподволь набирались и ремесленных навыков, и житейской мудрости, т.к. обучение не было оторвано от жизни, как у нас в современных школах.
В моем опыте (да и большинства моих ровесниц тоже) таких посиделок не было, и это до сих пор ощущается как огромный пробел, больше в эмоциональной сфере, недобор женских энергий, отсутствие преемственности, передачи от матери к дочери или от бабушки к внучке, отсутствие включенности и причастности к чему-то очень важному и нужному. И даже чувство некоторой зависти к тем самым деревенским прабабушкам, у которых все это было, и было ВОВРЕМЯ.
Девочка получала вместе с рукоделиями и образ жизни, состояние той самой Пряхи-Богини, а это настолько мощно и значимо, что никакая современная психология не восполняет.
А ткачество развивает "думалку", не логику, не память, а другой "орган", о котором забывают в школе. Интуицию. Или как это по-русски?
Чувство уверенности, женское "я могу" и "я умею", я владею силой, я управляю.
Если говорить о семинаре в целом, и одним словом, то это будет слово ПРОСТОТА.
Все легко и просто. Открытые и простые в общении ведущие, обращение на человеческое "ты" вместо дежурной улыбки и дистанцирующего "вы". Наверно это и есть тот самый деревенский задушевный способ обучения, при котором обучающий (водящий) без слов говорит "я такой же, как и ты, только чуть начал раньше учиться и поделюсь с тобой тем, что знаю".
Еще я увидела/почувствовала, что значит "жить по душе". Наши водящие это излучали:) Особенно в движении:)
(Это они, там, в Заповеднике - настоящие, живые, а мы тут в каменной резервации:)
Наконец-то увидела, что же такое любкИ (это я ударение правильное учу:) Теперь хочу на женские любки, учиться чувствовать и видеть токи силы.
Интересно получилось с барашком, которого сделал Кирилл. Этот теплый кусочек дерева будто прилип к моим рукам. Раньше я не видела ювелирной работы топором. Но дело не в самом топоре, а в руках и душе мастера. И уносила я его с собой не просто мазыкскую игрушку, а символ того, что могут мужские руки: и силой владеть, и на балалайке играть:)
В этом барашке отпечаталась мужская энергия в ее изящном, тонком проявлении.
Надеюсь, что будет повторение, и я смогу попробовать еще и писанки, и куклы, и вышивку.