письмецо Кураеву (
автор протоиерей Михаил Ходанов )
Ваше Высокобоголюбие, отец Андрей!
Я, протоиерей Михаил Ходанов, в прошлом - референт Святейшего Патриарха Алексия II, священник с двадцатилетним стажем служения, обращаюсь к Вам по поводу нездоровой полемики, возникшей между Вами и общественным деятелем А.С. Мельковым.
Андрея я знаю давно, от его первых шагов по воцерковлению в 90-х, и с тех пор регулярно принимаю у него исповедь. Не во всем разделяя его взгляды, я, тем не менее, глубоко уважаю его принципиальность в отношении защиты кардинальных истин христианства и его человеческую порядочность. Он - человек горячей веры и чистого порыва. Что касается его порой резких высказываний, то Вы прекрасно понимаете, что все это - органическое свойство молодых: импульсивность. Андрей и подобные ему молодые христиане, которые весьма активны и в духовном плане, и на политическом поприще, приносят Матери-Церкви огромную пользу. По ним не прошлась система ГУЛАГа, в них нет страха и малодушия, того рабского начала, что безжалостно прошлось и по нашему поколению. Они энергичны и честны, они с радостью воцерковляются и идут на проповедь. С такими люди можно и должно работать. Их надо ценить и поддерживать личным примером мудрости, терпения и благочестия.
Вы - публичный человек. И я, общаясь с таковыми в течение последних десяти лет, хорошо понимаю, как Вам непросто. Человек публики почти всегда упрощенно мыслит, у него на все - готовые клише и формулы, он не допускает глубоких рассуждений и не терпит никакой оппозиции, подавляя ее не доводами рассудка, а эмоцией и истерией.
Вы - известный миссионер. И - по праву. Я зачитывался Вашим двухтомником «Сатанизм для интеллигенции». Ваши способности - поистине дар Божий, и вы его еще до недавнего времени воплощали достойно и самоотверженно. Однако после смерти Святейшего Патриарха Алексия Ваша мирская активность и развязное поведение при выборах нового Патриарха опечалили многих. Тогда Вы впервые заговорили непристойно и дерзко об иных кандидатах на Патриаршество, то есть Ваш обличительный стиль стал калькировать светские медийные приемы по растаптыванию противников. Далее в новом окружении Патриарха Вы, как мне кажется, возглавили тенденцию: «Свой - чужой» и добиваетесь «единства рядов» чисто по-капэсэсовски, поспешно записывая любого оппонента во «враги Патриарха» и безапеляционно ставя на нем ярлык отщепенца. Это метод применялся в двадцатые и тридцатые годы ХХ века: тогда комиссарили точно так же, да и формулировки были похожие. Ничто не ново под луной. Но для христианства все это неприемлемо как типичная «охота на ведьм», когда в ход, как Вы сами прекрасно понимаете, идут не доказательства, а хлесткие фразы, убийственные характеристики, издевательские образы. Когда человеком правит не любовь, а слепая ярость.
Или же всё это - хирургия любви? Но какой-то уж совсем облыжной и тотальной стала она у Вас. Нетерпимость к инакомыслию, чёрное раздражение и злопамятность - враги христианского сердца. А у Вас эти качества проявляются все чаще и чаще. Богословие и апологетика остались позади. Их заменяет брань, нетерпимость, язычески высокомерное презрение к оппоненту, навешивание на него ярлыков. И - устойчивая, укоренившаяся надменность над своими братьями во Христе. Следующий этап такой деградации - это, как говорят в определенной среде, «мочилово», когда ты попросту «заказываешь» противника и его по деловому отправляют на тот свет. Короче: нет человека по фамилии Мельков - нет проблемы. Такая вот последовательность. Утрирую? Увы, вовсе нет. Все к тому и идёт. Наступает какое-то иное качество жизни, когда соль земли Русской - люди, призванные Богом к чистоте и святости, не хотят удерживаться на высоте своей миссии и вырождают любовь Христову в злую азартную борьбу за власть - как духовную, так и материальную.
Печально все это наблюдать. Я всегда был о Вас высокого мнения и радовался, что есть Вы, а вместе с Вами - яркая и убедительная апология Христа. Но время все меняет. Тонут железные корабли, загнивает просоленное, и старец, чуть ли не полвека подвизавшийся в святой и непорочной жизни, падает в ту или иную страсть. Этими примерами исполнены патерики.
И что в итоге? Ярость и ненависть? Лишение оппонентов зарплаты, кровь врага на рясе и урчащий пир комиссаров-победителей, «которых не судят»? А дальше-то, дальше что?? Наг пришел ты на землю и наг уйдешь. Наркотик власти и влияния многих свёл в могилу. Уйдем туда и мы, если не покаемся в своих злых страстях.
Нельзя называть женщину трансвеститом, отец Андрей.
Негоже безосновательно именовать молодого преподавателя А.С Мелькова «чмо» и «фашистом». Если он утверждает, что информацию о патриаршей яхте ему подбросили в блог хакеры и при этом удаляет данную информацию, то не стоит настаивать на том, что он «врёт». Он удалил материал и отказался от него. Если бы он «люто ненавидел Патриарха», наверное, не было бы ему смысла скрывать свою ненависть - ведь он достаточно независим от церковных структур и та зарплата в Коломенской семинарии, которой Вы хотите его лишить, совершенно символична, то есть мизерна и убога. Андрей Мельков чтит Патриарха Кирилла и проявляет по отношению к нему положенное сыновнее послушание.
Что касается Ваших высказываний в семинарской аудитории: «отмиссионерить» девушек и «катехизнуть их по самое не могу», то об этом и говорить не хочется. Безнадёжно пошло, на уровне солдатской казармы. «Мужской юмор», требующий жеребячьей ржачки. Вы поддались обаянию зонного молодежного сленга (а как же, это ведь «прикольно» и «оттяжно», хотя почти каждый из «крутых парней», употребляющих его на воле, выносил бы на зоне «парашу» и исправно «шестерил», прогибаясь под каждым встречным и поперечным!) и заговорили на нём в приличной семинарской аудитории. Нехорошо. Девушек надо уважать и говорить о них на возвышенном языке, а не на блатной духовно-гибридной «фене».
И еще: вы задели за живое владыку Феофана (Ашуркова), когда, испытывая его гостеприимство и терпение, стали излагать в местной аудитории какие-то странные новации о гомосексе и Церкви. Владыка Феофан достоин более уважительного отношения. Этот человек грудью защищал детей Беслана и не боялся умереть за них при обстреле боевиков.
Отец Андрей! Вы и Ваш тезка Андрей Мельков не раз причащались в одном и том же храме Михаила Архангела в Тропарёво, где Вы до сих пор приписаны. Неужели это ничего не значит?! Это ли не величайший повод к миру и согласию? Вы - человек, проживший жизнь. Завтра Вы можете предстать перед Судом и вечностью. Общение с молодыми и подобострастными поклонниками не добавляет молодости, отец Андрей! Напротив, такое общение духовно развращает самого учителя. А связи, покровители и спонсоры исчезают порой так же быстро, как испаряющийся шарик ртути. Пора нам самим, наконец, учиться прощать оппонентов и смиряться, как нас призывает к тому Господь.
Понимаю, что наверху, там, где влияние и власть, чрезвычайно трудно не соблазниться и не пасть, не поплыть по течению. И почти невозможно там, наверху, в лучах земной славы, не делить все человечество на людей первого и второго сорта, на элиту и «двуногих тварей миллионы»… Это какое-то опьянение собственной значимостью, апофеоз и торжество вперившегося в вечность «эго», некий духовный дурман, наркотик величия: вколол его себе в вены - и хочется «порвать на куски» оппонента, молодого и, по сути, ни в чем не повинного человека по имени Андрей Мельков, который где-то когда-то однажды перешёл Вам дорогу и сказал что-то нелицеприятное. Ну и что? А может, Вы действительно, тогда не по той дороге шли? В любом случае, никого не надо затаптывать в грязь. А вдруг затоптать на этот раз уже никого не удастся? Говоря по-мирски, соотношение сил меняется, фавор меркнет, друзья и ученики вдруг дружно начинают тебя предавать, а недруги - занимать твоё место.
Вспомните телевизионный фильм «Сократ». Там какой-то авторитет - не то император, не то патриций указывает дланью на свой дворец и говорит: «Мой дом! Мое богатство!»
А следующий кадр - дюны, ветер и полуразрушенные колоннады.
С уважением,
протоиерей Михаил Ходанов,
член Союза писателей России,
главный редактор культурно-просветительского
журнала «Переправа»
(pereprava.org)
http://www.mamif.org/23.08.11.htm