Заинтересовало рассуждение
относительно Сирии, на каковое был написан комментарий - в обычной моей манере:
Click to view
Не то из-за "избыточной краткости", не то по каким иным причинам, начинание положительного отзыва не нашло, так что - воспроизвожу его тут; впрочем, поскольку оное имеет не только злободневную актуальность, но ещё и некоторые теоретические позиции - я и так собирался это сделать; единственное, что теперь я не буду рекомендовать обсуждение в первоисточнике (как то делаю обычно), а приглашаю делиться мыслями (буде у кого будут таковые - и желание) здесь.
Ну, и далее - по тексту:
С одной стороны - вполне резонно.
С другой...
А вот давайте чуток выйдем за пределы "бытового здравого смысла".
1. Писатель Юрий Никитин некогда выдал любопытную идею: что оценивать некоторые вещи иногда нужно не просто по фактическим результатам - но по соответствию их изначальному замыслу, причём - оценка эта тоже должна быть специфической (ну, вот как некий человек решил завязать с вредными привычками, перейти на здоровое питание, заняться физкультурой - а его все отговаривали: "нафига, мол, тебе всё это нужно - живи в своё удовольствие - да и не выйдет ничего наверняка" - и тот действительно спустя некоторое время сорвался; формально - полный обструкт, но он хотя бы попытался, а кроме того - некая пауза ЗОЖа (особенно если получилось вытянуть хоть сколько-нибудь существенное время) явно была небесполезной).
Так что - прикинем: РФ вписалась в Ближневосточный конфликт (один из многих), напрямую её, вроде бы, не касающийся - и, кажется, не на той стороне ("опекаемые" потерпели фиаско).
А что должно было бы получиться, если бы всё пошло "по плану": мятежники уконтропупены, официальные власти на радостях предлагают самые выгодные преференции, появляются военные базы, всё это служит базой для дальнейшего распространения сферы влияния в регионе, на каковом пути всё больше и больше встречаются противоречия, перерастающие зачастую в откровенные конфликты - что требует всё больше сил и средств (которые, вроде бы, и есть - как следствие всё той же растущей сферы влияния - вот только вышеозначенные преференции уходят уже почти полностью (а то и даже недостают) на поддержание этой самой конструкции)...
Очевидно, что на подобный размах просто не хватило бы "пороху" (и буквально, и фигурально).
Так что - внимание вопрос: "не сложилось" - это по факту "перемога" или "зрада"?
2. Ну, хорошо, а вот с другой стороны - у противостоящей стороны, стало быть, всё в ажуре? - да тоже как-то "не очень". Вроде всё уже было "на мази": пол мира - сдали(сь), пол мира - "запрягли"... А потом "мировая фабрика" вдруг (ага - почему-то!) начала права качать, а давно подконтрольные регионы как-то потихоньку, незаметно (но массово!) начали выходить из-под этого контроля, а вчерашние капитулянты тут (и тоже "вдруг") всю погоду испортили...
Что, собственно, ещё раз заставляет поднять вопрос: а стоило ли?..
Но - не только: не менее интересны причины такого "парадоксального" расклада - когда "победа" вдруг оказывается как-то очень малоотличима от "поражения"...
А "ларчик", думается, открывается очень просто - кризис. Ага - тот самый, системный, о котором так долго говорили (настолько - что за болтовнёй сама суть позатёрлась и подзабылась).
Click to view
Ну, т.е. частный (даже если он групповой) характер присвоения изначально не очень годился для индустриального способа производства, но получаемые преимущества (и "поглощение" не столь прогрессивных соседей) на некоторое время позволяли закрыть глаза на всякие "мелочи" - и всё усиливать работу насоса (по сверхконцентрации общественных ресурсов). А потом оказалось, что в одних местах осталось так мало (а в других скопилось настолько много), что те жалкие остатки, что ещё можно "качнуть" - даже работу этого самого (сверхмощного!) насоса не оправдывают - и проще уж "по-старинке": "вёдрами"... А когда и эти капли подберут...
Вот и получается этакий "афронт": победитель - и именно этой своей победой - себе же и подгадил больше всего.
Быть "большим и сильным" безусловно предпочтительнее, чем "маленьким и слабым". Вот только (диалектика!) эти рост и силу (в конкурентном варианте) именно за счёт малости и слабости только и исключительно и можно получить. Так что если маленькие успевают поспевать за запросами сильных (аппетитов) - процесс идёт, если же (и как правило - за счёт сверхаппетитов) нет - то сильным приходится умерять и запросы, и размеры (и силушку). Кризис... (а кризис - это не когда "всё плохо" или даже "очень плохо", а когда "ничего нельзя сделать" (в рамках наличествующей системы)).
Так что - на данном историческом отрезке - ни РФ, ни кому бы то ни было ещё, априори ничего "не светило": сейчас положение будет только ухудшаться - у ВСЕХ (разве что - с разной скоростью).
3. Значит ли это, что надо вообще "завернуться в простыню и ползти на кладбище"? - тоже явно нет (вернее - это-то всегда успеется). И если не получается соревноваться с крупными хищниками на равных - можно (попробовать) включить режим "медоеда": который, конечно, льва по определению не завалит (а вот тот его - если поставит такую задачу - почти гарантировано), но сильно осложнит жизнь (причём - и после охоты, а она ведь - далеко не последняя), так что лучше поискать какой-нибудь менее "напряжной" еды.
У России, кстати, пока, вроде бы, получается - не смотря на все очевидные "проколы" - дядя Сэм грызёт не Китай (не по зубам) и даже не РФ, а "обсасывает" (пока) старушку-Европу...
Так что и в этом плане "Сирийская авантюра" себя, в принципе, окупила - даже при очевидной (формальной) неудаче.
"Но собственность есть собственность; и фермер Джайлс не особенно церемонился с теми немногими бродягами, которые забредали с его владения. Он натянул штаны, пошел на кухню и снял со стены мушкетон. Вы, может, спросите, что это такое. Говорят, именно такой вопрос однажды задали четверым ученым клирикам из Оксенфорда, и они, немного подумав, ответили: «мушкетон - это короткоствольное ружье с широким раструбом, стреляет на небольшом расстоянии сразу несколькими пулями; из такого ружья можно попасть не особенно тщательно прицеливаясь. (Ныне в цивилизованных странах вытеснен другими видами огнестрельного оружия.)»
Как бы то ни было, мушкетон фермера Джайлса действительно заканчивался широким раструбом, наподобие рога, а стрелял он не пулями, но всем, чем его не заряжали. Однако мушкетон не поразил еще ни одной цели, потому что фермер заряжал его редко, а уж затвор и вовсе никогда не спускал. Страна это не была еще цивилизованная, и пока ничто не вытеснило мушкетона: только этот вид огнестрельного оружия там и имелся, да и то попадался редко. Люди предпочитали лук со стрелами, а порох чаще использовался для фейерверков.
Итак, фермер Джайлс снял со стены мушкетон и зарядил его порохом на тот случай, если понадобятся крайние меры, а в широкий конец напихал гвоздей, обрывков проволоки, глиняных черепков, костей, камешков и прочее. Потом натянул высокие сапоги, куртку - и вышел через огород.
Луна висела низко-низко, он видел только длинные черные тени кустов и деревьев, но слышал ужасный топот. Топ… Топ… Топ - доносилось со склона пригорка. Что бы ни говорила Агата, не хотелось ему действовать ни живей, ни смелей, но о своей собственности он тревожился гораздо больше, чем о своей шкуре. И вот, чувствуя странную пустоту в желудке, он направился к вершине пригорка.
Тут над пригорком показалось лицо великана, бледное в лунном свете, мерцающем в его огромных круглых глазах. Ноги его были еще далеко внизу, вытаптывая поля на склоне. Лунный свет бил великану в глаза, и он не замечал фермера, зато фермер Джайлс прекрасно его разглядел и перепугался до полусмерти. Не долго думая, он дернул затвор - и мушкетон с оглушительным треском разрядился. К счастью, он был более или менее нацелен в безобразное лицо великана. Вылетело все, чем фермер набил ствол: камешки, кости, черепки, обрывки проволоки, гвозди. Поскольку расстояние в самом деле было небольшим, то случайно, а не по воле фермера, много чего попало прямо в великана: один черепок угодил ему в глаз, а большой гвоздь проткнул нос.
- Проклятие! - воскликнул великан со свойственной ему грубостью. - Меня кто-то ужалил!
Выстрела он не услышал (он же был глухой!), а вот гвоздь ему не понравился. Давно уже ни одно насекомое не могло прокусить его толстую кожу, но он слыхал, что где-то на востоке, на болотах, водятся стрекозы, которые кусаются, точно клещи.
- Гнилая здесь местность, это точно, - сказал он. - Не пойду я сегодня дальше.
Он подобрал парочку овец, чтобы съесть их дома, и отправился назад через реку, огромными шагами двигаясь к западу. Теперь он нашел дорогу домой, но дно котла совсем прогорело.
А фермер Джайлс, которого выстрел опрокинул на землю, лежал на спине, глядя в небо, и ждал, что великан, проходя мимо, наступит на него. Но ничего подобного не случилось, и он услышал, как топот замирает вдали:
Топ… Топ… Топ.
Тогда он поднялся, потер плечо и подобрал мушкетон. И вдруг услышал крики толпы, которая его приветствовала.
Оказалось, что большая часть населения Хэма смотрела в окна, а некоторые оделись и вышли (после того, как великан удалился). Теперь они с криками взбегали на пригорок.
Как только жители деревни услышали ужасный топот великана, многие тут же поплотнее закутались в одеяла, а кое-кто залез под кровать. Но Гарм и гордился своим хозяином, и боялся его. Он считал, что хозяин в гневе и ужасен, и великолепен, и был убежден, что великан подумает то же самое. И когда он увидел, что Джайлс выходит из дому с мушкетоном (как правило, это было признаком сильного гнева!), он с лаем помчался по деревне, крича:
- Вставайте! Вставайте! Вставайте! все выходите и посмотрите, какой великий человек мой хозяин! сейчас он будет стрелять в великана за нарушение границ. Выходите!
Вершина пригорка была видна почти из всех домов. Когда над ней показалось лицо великана, все перепугались и затаили дыхание. Все думали, что это чересчур и что Джайлсу с великаном не справиться. Но тут прогремел выстрел, великан вдруг повернулся и зашагал прочь, а люди от изумления и радости громко закричали, приветствуя Джайлса. Гарм лаял так, что едва не оторвалась голова.
- Ура! - кричали все. - Великана проучили! Эгидиус ему показал! Теперь великан помрет - и поделом ему!
Снова все хором закричали «ура». И взяли себе на заметку, что Джайлсов мушкетон и в самом деле стреляет. В деревенских трактирах прежде обсуждали этот вопрос. Теперь же всем стало ясно, и никто больше не осмеливался забредать на землю фермера Джайлса."
Д. Р. Р. Толкиен "Фермер Джайлс из Хэма"
Разумеется, на неё было потрачено известное количество средств, сил и пр. (людей, тоже), но для классового социума это т.с. страндартные "накладные расходы".
Ну, и надо понимать, что как бы ни пыжились и отдельные высокопоставленные лица и даже целые народы, какие бы лозунги не заявляли и какие подспудные цели не преследовали - социально-исторический процесс глобально имеет объективный характер, и даже если никто из ведущих и/или ведомых не сможет разложить (вот как здесь) действительную подоплёку своих решений и действий - или даже сможет - по факту равнодействующая всё равно приведёт к нечто подобному.
4. И, наконец, последнее.
В стадию тотального системного кризиса РФ входит, вроде бы, с неплохими стартовыми позициями: не среди лидеров или даже первого эшелона (но это и неплохо: оное лидерство подразумевает как раз максимальную адаптированность к прошлым условиям - что в режиме их (условий) отмены ставит под серьёзный удар - при любых размерах, возможностях и влиянии), но и не откровенным аутсайдером, бонусом (и весьма существенным) - с наработками из прошлого (причём - сделанными в совсем иных обстоятельствах), большая часть их успешно разбазарена, но некоторые (а также - некоторые из производивших их механизмов) ещё остались (а иные потенциально можно до некоторой степени реанимировать).
Значит ли это, что она сможет в конечном итоге победить? - нет: здесь победителей не будет (как их не осталось среди рабовладельческих или феодальных социумов).
Просто "выжить" (с сохранением существующего положения) - тоже нет (как, опять-таки. не осталось мало-мальски значимых прежних формаций (отдельные "заповедники" (вплоть до охотников и собирателей) - не в счёт)).
Время, которое нам оставлено и тикает - это, с одной стороны, приближение неизбежного качественного перехода к новым реалиям, с другой - преимущественно упущенные возможности, утяжеляющие этот самый переход, особенно - если дело пущено на самотёк ("умного судьба ведёт, а глупого - тащит").
P.S.
Click to view