Leave a comment

j_tivale February 2 2024, 05:45:06 UTC
А-абалдеть конь-цепция...
Вообще-то эпиграф романа: "...Часть вечной силы я, всегда желавшей зла, творившей лишь благое". Сатана - часть дорогого мироздания, неотъемлемая часть, при том более активная, чем "светлая сторона"; часть, ответственная за наказание невиновных (тогда как "светлые" ответственны за награждение непричастных). Это теологический канон. Булгаков оный канон немного переосмыслил как диалектическую пару, вот и все. Ни с какой стороны сатанисты в романе не являются отрицательными персонажами; автор выказывает пострадавшим от них минимум сочувствия ( ... )

Reply

77dmk February 2 2024, 21:34:55 UTC
Сатана - часть дорогого мироздания, неотъемлемая часть, при том более активная, чем "светлая сторона"; часть, ответственная за наказание

ИМХО - не совсем так: у Гёте Мефистофель - типичный трикстер, который, однако, не смотря на все свои возможности и способности - и даже правильность, вроде бы, стратегии - в конечном итоге неизменно попадает впросак. Он в принципе даже симпатичен читателю ("побольше цинизма - людям это нравится") и за ним безусловно интересно наблюдать, но если в конце он одержит победу - всему звиздец - так что проигрыш его обусловлен заранее, а финальная полезность не потому, что "так назначено" (и уж конечно не потому, что он признаёт подобный расклад и согласен взять на себя функцию наказания) - а всякий раз "как-то так вот оно вышло..."

... )

Reply

j_tivale February 3 2024, 12:38:36 UTC
Гёте иной и не посмел бы финал устроить "Фаусту". Добро, насильно и намертво привязанное к религиозной вере, должно победить. Точнее, должна победить вера.
У Булгакова степеней свободы в трактовках было гораздо больше.
Что хотел сказать автор - вопрос, зачастую довольно бесполезный, но мы с удовольствием в эту игру играем )

Reply

77dmk February 3 2024, 14:37:41 UTC
Гёте иной и не посмел бы финал устроить "Фаусту". Добро, насильно и намертво привязанное к религиозной вере, должно победить.Это вы про потенциальную опасность отступления от "теологического канона"? - так Гёте от него не то, что "отступил" - он буквально на нём "оттоптался"! (разве что джигу не сплясал... хотя ( ... )

Reply

j_tivale February 5 2024, 04:43:39 UTC
Т.е. тут налицо (как, кстати, и в библейском первоисточнике) очевидный формальный проигрыш Неба - отыгранный исключительно с позиции силы (вернее - путём целенаправленного воздействия на психику) - как вы думаете: что бы сказал по этому поводу любой (от районного до международного) суд?
Именно. Но Гёте иначе не мог потому, что он дитя своего времени. И потому, что его произведения, при всей их исключительности, подцензурны. Просвещение же. Порок не может остаться ненаказанным, а зло - не посрамленным. Отсюда такие притянутые за уши концовки, как у, например, Шодерло де Лакло в "Опасных связях". Моралисты.

Над Булгаковым не стояла негласная моралистская цензура, да и церковная тоже. Кроме того, между Гёте и Булгаковым - пласт литературы, по-разному исследующей новозаветные тексты и жизнь Иисуса, а также разного качества стебы и глумы (Лео Таксиль - уж куда сканадальней). Я это имею в виду, говоря, что у него было больше степеней свободы.

Reply

j_tivale February 5 2024, 04:47:11 UTC
по новому поводу повторяется давнишний разговор об особенностях восприятия и трактовок истории?
Да? значит, я не заметил. Сорри )) Не будем повторяться.
По поводу ролика: К.Жуков меня не убедил ни на йоту 😉

Reply

77dmk February 5 2024, 05:01:27 UTC
Гёте иначе не мог потому, что он дитя своего времени

Вообще-то Гёте к моменту завершения написания "Фауста" уже "всё мог" (ну, в плане - мог ничего не опасаться).

Над Булгаковым не стояла негласная моралистская цензура, да и церковная тоже.

Вообще-то - стояла: собственная.

а также разного качества стебы и глумы (Лео Таксиль - уж куда сканадальней)

Вот именно - и хронологически Таксиль, Марк Твен и т.д. куда ближе именно к Гёте - в том плане, что еретиков к тому времени уже не сжигали, так что никакая цензура не помешала ему высказать: "мне противны четыре вещи: табачный дым, клопы, чеснок и крест".

Сорри )) Не будем повторяться.

Не стоит извинений: в беллетристике свобода толкования уж всяко выше, нежели в исторических документах.
Да и повтор (тем более - на новом уровне) - это неплохо (т.с. "повторение - мать учения, утешение дураков" 😁).

Жуков меня не убедил ни на йотуЧто: совсем-совсем ( ... )

Reply

j_tivale February 5 2024, 13:26:02 UTC
Что: совсем-совсем?
Ну, то есть абсолютно )

"повторение - мать учения, утешение дураков" 😁
Я и утешаюсь, что не всем же быть умными ))

Reply

77dmk February 5 2024, 14:39:36 UTC
то есть абсолютно

Абсолют, боюсь, не человеческое качество: всё так условно и зыбко.

не всем же быть умными

Ну, не бояться повторов я ведь сам и предложил...

Reply


Leave a comment

Up