Ливийская пустыня - оазисы

Apr 28, 2016 20:40

Со школьного детства осталась привычка: читать, вооружившись картами.
Вот и теперь пытаюсь разобраться с дилогией Ивана Ефремова "Великая дуга", а именно - побегом рабов в Ливийскую пустыню. Современные интернет-возможности заметно облегчают доступ к необходимым материалам и, кроме того, помогают его проиллюстрировать.

В это время между лежащими протиснулось гибкое тело ливийца Ахми. Пандион знал, что этот молодой раб, плененный в сражении у Рогов Земли, происходил из знатного рода. Ливиец уверял, что близ гробниц древнейших царей Кемт, у городов Тинис и Абидос, идет на юго-запад дорога в Уахет-Уэр - большой оазис в пустыне. Тропа с хорошими колодцами, обильными водой, не охраняется войсками. Нужно войти в пустыню сразу за белым храмом Зешер-Зешеру и направиться на северо-запад, где в ста двадцати тысячах локтей от реки пересечь дорогу. Ливиец брался провести до тропы и дальше. В оазисе мало воинов, и мятежники сумеют захватить его. Дальше, за переходом через пустыню всего в двадцать пять тысяч локтей, лежит второй большой оазис - Пашт, вытянувшийся полосой по направлению к западу. Еще дальше будет оазис Мут, от которого тропа с колодцами ведет к холмам Мертвой Змеи, а оттуда дорога на юг, в страну черных, неведомую ливийцу.
"На краю Ойкумены"

Как ни странно, но прямой интернет-поиск почти ничего не даёт: исламизация Северной Африки сделала своё дело - все названия новые (арабские), и результатом будут ссылки всё на ту же "Великую дугу".
Но, тем не менее, даже по имеющимся отрывочным и разрозненным данным кое-что можно выяснить.
Современная туристическая карта Египта:


Первый упоминаемый оазис - Уахет-Уэр - это, с наибольшей вероятностью - Бахрия (кстати, само слово "оазис" имеет коптский (т.е. древнеегипетский) корень "уаха", т.е. уахет - это, как я понимаю, не имя, а именно определение оазиса). данных о прежнем названии я не нашёл, современное название «Аль -вахат аль- Бахрия» в переводе с арабского означает «морские оазисы», так как Бахрия - самые ближайшие по своему расположению к морю из всех остальных.
Кстати: Бахария получила название "оазис золотых мумий". Это связано с тем, что археологи обнаружили здесь многокилометровую территорию, на которой были захоронены мумии. Ученые нашли коллекцию из четырнадцати гробниц, выполненных из цельного камня и датирующуюся третьим столетием до нашей эры. Эта удивительная находка была сделана в районе городка Бауити на старинном кладбище Айн Аз-Зауа. Эта удивительная находка просто поражает воображение не только тем, что отлично сохранилась до современных дней, но и своим необыкновенным изяществом. Наибольший интерес археологов вызвал саркофаг, в котором находилась мумия женщины, чей рост достигал 96 сантиметров. Саркофаг притягателен четко и тонко выточенными линиями человеческого лица, деталями украшений и одежды, которые позволили ученым дать подробное представление о том, как выглядели и одевались люди, жившие много тысяч лет назад.








Второй оазис - Пашт - это, пожалуй, Фарафра. Во всех попавшихся источниках его древнеегипетское название расшифровывается как "земля коровы" (транскрипция разнится: от Та-Ихт (Таит) до Ана Ахет) - иногда в привязке к культу Хатор - и говорится, что данный оазис являлся чуть-ли не житницей столицы, а порой - и всего Египта (последнее утверждение у меня вызвало, мягко говоря, недоумение).
Ефремовское "Пашт" я нашёл только в одном месте - теософском словаре Е.П. Блаватской, где она описывается как богиня с головой кошки (чаще читается как Баст).






С третьим оазисом совсем просто: город - столица оазиса Дахла (аль-Вахат ад-Дахла, «внутренние оазисы) - до сих пор именуется Мут и в нём расположен Мут эль-Хараб - большая область руин храмового комплекса, определенно названная в честь богини Мут, супруги Амона, матери Хонсу (фиванская триада). В сегодняшние дни окружающая стена из глиняных кирпичей, 240 га 180 метров, толщиной до пяти метров и высотой восемь метров в некоторых местах, её построили в римский период, - значительный исторический объект.


Кстати: на схеме видно, что от этого оазиса до сей поры наличествует "дорога в страну чёрных".

Ну, и несколько замечаний немного в сторону от основной темы:
1. Путь по родной стране был уже недолог - всего пять дней плавания оставалось до столицы древних царей Та-Кем. Там долина реки описывала крутую дугу и шла прямо на восток на протяжении трехсот тысяч локтей. Животворный Хапи глубоко врезался в пустыню, отделявшую Лазурные Воды от Черной Земли. От середины этой извилины до моря было не более четырехсот тысяч локтей, и здесь пролегал единственный путь к Лазурным Водам и дальше - в древние медные рудники на северо-востоке, в стране Ретену.
Этой дорогой ходили очень редко, раз в десятки лет, только большими военными караванами. Трудности пути через пустыню были очень велики.
Только самая неотложная необходимость заставляла сынов Та-Кем идти в этот раскаленный ад. Даже великому Джосеру не удалась попытка вырыть колодцы на страшном пути, хотя на этих работах погибло много людей.
"Путешествие Баурджеда"

На схеме хорошо видны и крутой изгиб Нила, и дорога к Эль-Кусейр (у Ефремова в примечаниях - Коссейр) - древней гавани Суу.2. Солнце еще на целую ладонь не дошло до полудня, а мятежные рабы уже достигли обрывистого невысокого уступа из коричневого слоистого камня и повернули под прямым углом налево, на юго-запад. В короткой расщелине, широким углом врезавшейся в уступ скалы и издали черневшей подобно отверстию пещеры, располагался древний колодец - родник с прохладной и чистой водой.

...
Но подъем окончился, лестница потухла, начался длинный спуск в расползавшуюся внизу чернеющей плоскостью равнину, засыпанную крупным песком. Она замыкалась цепью зубчатых утесов, торчавших наклонно из песка, как обрубки исполинских бревен. Отряд подошел к скалам уже на рассвете и долго двигался по лабиринту узких трещинообразных обрывов, пока проводник-ливиец не нашел источника.
"На краю Ойкумены"
К сожалению, современные путешественники самой пустыне не уделяют много внимания (да и новые дороги и автомобили, полагаю, сильно влияют на маршрут), так что если кто-то и делает фотографии, то они не дадут хоть сколько-нибудь адекватного представления о начале неудачной попытке бегства:




Зато по описанию на место отдыха беглых рабов отчасти похож оазис Гельта д’Аршей, расположенный тоже в ливийской пустыне, но, правда, гораздо южнее - на стыке современных Ливии, Египта и Чада (административно - в последнем).




















3. - Прибыл гонец от Александра,- сразу заговорил Неарх,- и мы можем не спешить к Фаросу. Там уже основана Александрия, а сам великий стратег с Птолемеем, Гефестионом и другими приближенными отправляется в Ливийскую пустыню, к оазису, где находится знаменитый оракул Аммона и его священный дуб.
- Это далеко?
- Больше трёх тысяч стадий по пустыне.
- И три тысячи назад? Так это месяц пути!
- Для Александра меньше.
...
Таис гостила в будущей Александрии до новолуния, плавая в море даже в ветреные дни. Прибыла часть отряда македонцев, сопровождавшая Александра в оазис Аммона. К удивлению всех, Александр не вернулся назад, а пошел напрямик к Мемфису трудным и опасным путем через Ливийскую пустыню. С ним остались Птолемей, Гефестион и брат няни Александра в Пелле Клейт по прозвищу «Чёрный», гигант неимоверной силы. Поход к святилищу Аммона в зимнее время оказался не столь уж труден - вода находилась в каждой большой впадине. По слухам, путь на восток к Мемфису более опасен и тяжёл. Громадные горы песка дымились и пересыпались под ветром, бесконечным чередованием гряд пересекая все четыре тысячи стадий пути. Непонятно, зачем Александр решился на этот подвиг, мало что прибавлявший к его славе.
В ответ на сомнения, высказанные Таис, Неарх пожал плечами:
- Я понимаю.
- А я нет. Объясни.
- Александру надо идти в глубь Азии за Дарием, через пустыни и степи, наполненные зноем. Он хочет испытать и закалить себя.
"Таис Афинская"
Александр посещал оазис Сива. Туда, очевидно, он добирался от побережья, назад - через пустыню и закончил свой поход там, где его начинали Пандион со товарищи - у Гизы.






Интересно, что в оазисе было два храма, посвящённых Аммону: храм Умм-Убайда и храм оракула, ранее соединнённых дорогой.
От храма Умм-Убайда сейчас мало что осталось. Построен он при последнем египетском фараоне Нектанебе II. Долгое время храм находился в превосходном состоянии, однако в конце 19 века было принято решение взорвать священное здание. Губернатор Сивы подумал, что камни подойдут больше для строительства полицейского участка. Так , взорвав храм, на месте святилища теперь остались только несколько барельефов да элементы колонны.
Храм Оракула в Агурми, помимо Александра, прославил ещё один исторический персонаж: Камбис. Согласно описаниям Геродота, воины персидской армии пришли в Сиву в 525 г до н. э. Причиной этому было недовольство персидского правителя действиями жрецов оазиса (прорицатели не слишком стремились признавать Камбиса, к тому же, они обладали немалыми богатствами и землями, что еще больше раздражало царя). Однако, все военное путешествие подверглось провалу - армия была полностью засыпана песчаной бурей. Интересно, что многие не верили такой пропаже, ведь от войска не осталось ни следа. Впрочем, в последнее время на раскопках стали находить оружие, принадлежавшее воинам Камбиса.






Надеюсь - было интересно не только мне. За любые дополнения, примечания, исправления - буду исренне признателен.

история с географией, Ефремов

Previous post Next post
Up