Интересный факт - в России не было снято ни одного нормального экшен-фильма. В целом, на это можно с чистой совестью забить и даже порадоваться, что, к счастью, импортозамещение не коснулось культуры… Но тут недавно в прокат вышел “Хардкор” от не очень известного российского режиссёра Ильи Найшуллера и знаете, фильм на удивление вышел терпимым. Конечно, до мировых блокбастеров уровня “Бэтмен против Супермена” или “Мстителей”, не дотягивает, но смотреть и получать какое-то удовольствие можно.
И это уже большой прогресс.
Быть киборгом
Концепция проста: видеоигра от первого лица + фильм = “Хардкор”. Наверное, это первая в своём роде лента, полностью снятая от первого лица, так что задумка достаточно оригинальна, другое дело, что на проблему новинки кинопроката способен указать любой, даже не ходивший на фильм, но посмотревший трейлер человек.
Сюжет. Тут его практически нет. Отдельные, бледные обрывки, повествующие о главном герое-киборге по имени Генри, кое-как поясняют творящийся на экране экшен, но этого мало. С другой стороны, зрители уж точно идут на этот фильм далеко не ради захватывающей истории.
Весь фильм действительно снят от первого лица и тут нас не обманули.
Немногочисленные знающие о “Хардкоре” люди (поспрашивайте своих друзей и знакомых, наверняка о таком фильме большинство из них даже и не слышало) идут в кино только ради того самого экшена от первого лица, который, судя по трейлеру, должен быть как минимум не хуже последнего Call of Duty. В какой-то степени - это действительно так и есть, но техническая часть порой подводит, и большую часть времени картинка настолько смазанная, что ты просто не понимаешь, что вокруг происходит, а от “плывущей” камеры начинает натурально подташнивать.
Актёрская игра, в целом, нареканий не вызывает, но вот все действия массовки слишком наигранны (ну не могут быть люди так по-европейски учтивыми в России, просто не могут!).
Персонажи - отдельная тема. Тут они подобно экшенам конца 90-х годов служат лишь для того, чтобы сказать пару своих коронных фраз и затем умереть. Или убежать. Или убежать, а затем умереть.
Главный герой Генри, например, говорить не умеет совсем - прямо как Гордон Фримен из Half-Life. Объясняется это просто: в начале в него не успели загрузить речевой модуль и потому он на протяжении всего фильма разъясняется жестами. Хотя, тут и без всяких объяснений понятно, зачем это было сделано, и дело тут даже вовсе не в ограниченном бюджете - просто режиссёр, очевидно, хотел, чтобы зритель полностью отождествлял себя с персонажем, прямо как в компьютерной игре. И, в целом, этот приём очень даже работает.
Кажется, в новых “Звёздных Войнах” я был очень недоволен главным злодеем… Так вот, забираю свои слова обратно: после “Хардкора” и его главного злодея Акана, я считаю Кайло Рена образцом брутальности, мужественности и обаяния.
Об этом никто не пишет, но фильм также заслуживает внимание ещё хотя бы потому, что в нём нет духовных скреп. Вообще. Отрезанные руки, ноги и головы мелькают в кадре каждую минуту, а над вечными российскими ценностями (диды, гопники и прочие очень духовные ценности) тут чуть ли не в открытую подшучивают.
Удивительно, но это первый на моей памяти российская лента, которая не скована моральными рамками и предпочитает не зачитывать зрителю утомительные нотации подобно подъездным бабкам, а показывать жестокую, жестокую реальность. Конечно, над стилем всё ещё нужно работать и работать, но “Хардкор” идёт в очень правильном направлении.
Поэтому если вы большой патриот своей родины, носите георгиевскую ленточку, да и вообще, не прочь посмотреть вечером истории Дмитрия Киселёва, то фильм Ильи Найшуллера явно не для вас.
Хотя я ошибся - скрепы, а, точнее даже скрепа, здесь всё-таки есть: весь мат в “Хардкоре” аккуратно запикивается, даже несмотря на рейтинг 18+.
Казалось бы, такого формата кино идеально подошло под формат IMAX 3D, но, к сожалению, как-то не задалось: то ли небольшой бюджет помешал, то ли ещё что, но за эффектным умерщвлением людей и полулюдей приходится наблюдать на абсолютно плоском экране и в не самом лучшем качество. Очень жаль, а ведь какой эффект погружения был будь фильм в 3D!
В динамике все техническое огрехи фильма практически незаметны, чего нельзя сказать о статичных кадрах.
***
“Хардкор” - далеко неидеальный фильм, который сгодится на “один раз посмотреть”, но не более того. Другое дело, ожидать чего-то большего от российского фантастического фильма (даже снятого в сотрудничестве с США) не стоит, поскольку жанр этот пока что только зарождается и ему ещё предстоит сформироваться.
Главное, что делает “Хардкор” - задаёт правильный вектор развития российских фильмов. Возможно, по началу они будут отставать от своих западных аналогов лет на пять-десять, но что поделать, кому в начале пути бывает легко?
Вердикт: одноразовый кино-аттракцион, на который можно один раз сходить, а после мгновенно про него забыть. Рекомендуется, прежде всего, всем тем, кто ещё не до конца утратил веру в нормальное российское кино.
Оценка по десятибалльной шкале: 6,0 (“Неплохо”).