“Три́ллер (от англ. thrill - трепет, волнение) - жанр произведений литературы и кино, нацеленный вызвать у зрителя или читателя чувства тревожного ожидания, волнения или страха”.
Будем честны - сейчас мало какой фильм соответствует вышеприведённому определению и лепят шильдик “триллер” сейчас на что попало, ибо киноиндустрия превратилась в один большой конвейер по производству бездушных, второсортных и одноразовых фильмов. Без сомнения, каждый год выходят также и достойные внимания кинофильмы, но их очень и очень мало: так, в далёком 1996 году таким фильмом стал “Миссия Невыполнима”, который сразу же полюбился зрителям и сделал Тома Круза звездой мировой величины.
Секрет успеха, на самом деле, если посмотреть прост - берём шпионскую тематику, обильно сдабриваем её всякими гаджетами (наверное, на момент выхода фильма в 1996 году они смотрелись действительно ново и свежо), добавляем спецэффектов и… готово! Правда сейчас первая часть смотрится немного наивно, но это нисколько не умаляет достоинств картины.
Вы не поверите, но были такие времена, когда Том Круз носил короткую стрижку и не бесил окружающих своей “фирменной” улыбкой.
Правда, всё изменилось во второй части, причём далеко не в лучшую сторону - из шпионского триллера Джон Ву превратил фильм в невнятный боевик к концу которого зритель окончательно терял нить сюжета и непроизвольно засыпал. Тут можно привести аналогию с Бэевскими “Трансформерами” - много-много бессмысленного и беспощадного экшена, от которого за два часа, мягко говоря, устаёшь.
Если бы у Джоконды и Стива Джобса были дети, то они, уверен, были бы очень похожи на Итана Ханта из “Миссия: Невыполнима 2”.
К счастью, всё кардинально изменилось, когда у руля франшизы встал небезызвестный Джей Джей Абрамс (известен современному зрителю преимущественно по неплохому “Стар Трек: Возмездие”) и к третьей части, наконец, показал всем каким должен быть настоящий шпионский триллер. Там было всё: и экшен, и драма, и, наконец, нормальный главный герой, который предпочитает не демонстрировать свою голливудскую улыбку в кадре, а решительно действовать. Пожалуй, “Миссия: Невыполнима 3” стала той самой рекой, во второй раз войти в которую уже не получится.
Третья часть была хороша практически во всём, начиная с самой первой сцены и заканчивая финальными титрами.
Что, в общем-то и подтвердила четвёртая часть под названием “Протокол Фантом”, которая всем запомнилась, прежде всего тем, что едва ли не половина фильма была посвящена приключениям Итана Ханта в Москве. Но не стоит думать, что фильм получился плохим и безнадёжным - просто это был не более чем стандартный боевик, который приятно посмотреть, а потом с чистой совестью забыть о нём.
Вместо тысячи ненужных слов предлагаю вам самим провести эксперимент: спросите любого вашего знакомого, чем ему запомнился “Протокол Фантом” и он вам с вероятностью в 99,9% ответит примерно следующее: “Ты чо, там же это, Красная Площадь взорвалась, во!”.
Как ни странно, но в четвёртой части “клюквы” замечено не было.
Как и любой попкорновый блокбастер фильм с лихвой окупился и фанатам серии (да и простым зрителям, охочих до спецэффектов) ждать долго не пришлось и вот на днях состоялась премьера новой части, повествующей о приключениях самого известного саентолога шпиона планеты Земля (наряду с Джеймсом Бондом, конечно же). Получилось ли у Кристофера МакКуорри удержать планку качества? Ну это смотря с какой стороны посмотреть. Но обо всём по порядку.
Синдикат и все-все-все
Начинается фильм с экшен-сцены в Беларуси, где отряд с одноимённым названием захватывает мешки с картошкой оружие массового поражения. Правда, даже этот героический поступок не впечатлил начальство, и они решают расформировать команду. Тут же в игру вступает Синдикат - могущественная преступная организация, которая намерена установить свой мировой порядок на планете. Вообще сюжет практически один-в-один цитирует предыдущую часть (отличает его только появление “Синдиката” и только) - существование отряда под угрозой, но наскоро собранная команда храбрецов спасает положение и заодно весь мир. Скучновато.
Разрекламированная сцена с военным самолётом оказалась на самом деле не такой уж и захватывающей. Кстати, взгляните на задний план - невооружённым взглядом видно, что все эти леса не более чем статичная картинка. К счастью, в динамике заметить все эти недочёты графики просто не успеваешь и фильм выглядит очень красочно и эффектно.
Причём сюжет, видимо, писался наспех прямо во время съёмок, поскольку иначе объяснить такое количество ляпов и просто мелких неточностей я просто не могу. Смотреть и получать удовольствие от фильма они, однако, особо не мешают, но после пары вот таких оплошностей сценаристов окончательно перестаёшь верить в происходящее на экране действо.
Вот возьмём к примеру сцену где Итана Ханта берут в плен и ему помогает агент под прикрытием Ильза Фауст: какого-то чёрта во время драки она говорит одному из злодеев со смешным именем Яник, что ему конец и вообще всячески помогает главному герою бежать, но даже после этого недальновидного поступка она продолжает быть частью Синдиката и работать на него. Хотя, наверное, это всё же как-то объясняется: например тем, что Яник просто-напросто добрейшей души человек…
Масла в огонь также подливают какие-то совершенно дурацкие шпионские гаджеты - так, главный герой открывает замки с помощью… программы на iPhone! Конечно, и в предыдущих фильмах герои взламывали сверхсекретные системы безопасности с айпэдами в руках, но открывать дверные замки посредством мобильной программы на смартфон… Знаете, это уже как-то чересчур.
Всегда умиляло, как одним нажатием кнопки агенты деактивируют (или наоборот активируют) всё, что только захотят. Но что поделать - без тех или иных условностей в кино никак.
Крутые моменты бесспорно есть, но их очень мало и назвать их по-настоящему крутыми очень сложно: если сравнивать “Племя Изгоев” с третьей частью (а не сравнивать их нельзя), то он проигрывает по всем пунктам и фильм, снятый девять лет назад даёт сто очков вперёд новинке.
Погоня на мотоциклах - одна из тех немногих сцен, которые не выветрятся у вас из головы, когда вы покинете зал кинотеатра.
Герои тоже получились слишком картонными и незапоминающимися, а злодей, который, по идее, должен быть хладнокровным вершителем человеческих судеб предстаёт перед зрителем в образе какого-то неуравновешенного и алчного психопата-маньяка. Но как бы то ни было воскликнуть знаменитое "Не верю!” не хочется, ведь актёры тут явно не второго сорта и выкладываются они в каждой сцене по полной.
Соломон Лэйн - главный антагонист фильма, которого, по идее, нужно ненавидеть. Только вот испытывать такое чувство к человеку с внешностью Ивана Охлобыстина и голосом Армена Джигарханяна очень сложно - лично мне бедняге хочется только посочувствовать.
Казалось бы - красочный экшен с кучей спецэффектов просто-таки создан для формата IMAX 3D и должен показываться исключительно в нём. Но как бы не так - фильм вышел только в формате IMAX 2D и на низкий бюджет (как в случае с
“Виселицей”) списать это никак не получится (бюджет “Племени Изгоев” - $150 млн.).
Не знаю, почему некоторые режиссёры и зрители предпочитают объёмную картинку допотопному плоскому экрану, ведь фильмы в 3D смотрятся куда интереснее и захватывающе. Хотя, возможно я просто чего-то не понимаю?
А ещё в фильме (как и прежде) очень много BMW в кадре.
***
Помните, как в конце четвёртой части после обезвреживания ядерной бомбы Том Круз Итан Хант пафосно выкрикнул: “Миссия выполнена!”? Так вот, в пятой части главный герой картины сказать это не решается, как будто понимая, что фильм получился достаточно проходным и пустым. Пожалуй, единственное, что вам в нём может запомниться надолго - фирменная музыкальная тема, но и только.
В последнее время среди кинокритиков и просто людей, косящих под кинокритиков (типа меня) часто можно услышать словосочетание “Летний блокбастер”, то есть совершенно проходное и одновременно дорогое кино. Так вот, “Миссия невыполнима: Племя изгоев” - это такой типичный летний блокбастер, на который можно сходить хотя бы потому, что “больших” фильмов не предвидится ещё, как минимум, недели две (а там как раз подтянется новая
“Фантастическая Четвёрка”, но рецензии западных кинокритиков уже посмотревших фильм заставляют сильно усомниться в качестве картины), а те что сейчас идут в кино просто-таки чудовищны по качеству исполнения. За неимением лучшего, как говорится…
Вердикт: не отличное, но хорошее продолжение культовой серии, о существовании и содержании которого вы забудете уже на следующий день.
Оценка: 7,0 (“Хорошо”).
Понравился обзор? Подпишись, чтобы не пропустить следующий!