Есть такие фильмы - ты их не ждёшь и даже не собираешься их смотреть, но спустя некоторое время благодаря раздутому со всех сторон хайпу идёшь в кинотеатр. Так вот, “Выживший” для меня - именно такой фильм. Честно, я ожидал худшего, но картина мексиканского режиссёра Алехандро Гонсалеса Иньярриту мне даже понравилась. Местами.
Но обо всём по порядку.
Выжить любой ценой
Начиная где-то с “Терминатора: Генезис”, я не признаю никаких трейлеров и стараюсь их не смотреть вообще. Примерно тоже самое произошло и с “Выжившим”, поэтому даже то, что действие фильма происходит на Диком Западе для меня стало сюрпризом. Однако, нужно сделать небольшую оговорку - это совсем не тот Дикий Запад, который нам показывают в спагетти-вестернах. Тут, скорее, он напоминает тот Дикий Запад, о котором писал в своих рассказах Джек Лондон - ужасно холодный, крайне неуютный и очень жестокий.
Почти что три часа (именно столько идёт фильм) зритель будет созерцать такие вот пейзажи.
Итак, центральная фигура всего фильма - тот самый охотник Хью Гласс в исполнении Леонарда Ди Каприо, на которого уже на двадцатой минуте фильма нападает та самая медведица из трейлера и ломает ему все кости. Снята экзекуция, надо отметить, крайне натуралистично и эффектно, причём настолько, что тебе самому иногда становится больно. В итоге Ди Каприо с трудом выживает, но превращается в “овоща”, который не может двигаться и даже говорить. Впрочем, страданий впереди у главного героя будет много, поскольку люди из экспедиции неподалёку не дают ему тихо погибнуть и спасают ему жизнь.
Радует то, что фильм предпочитает не разделять персонажей на “плохих” и “хороших” и настоящий злодей в фильме всего лишь один.
Вот только в экспедиции не все оказываются столь добродушны: в их число также затесался настоящий подонок Джон Фитцджеральд (в исполнении Тома Харди), который сначала пытается убить героя, а потом убивает его сына и исчезает. Собственно, на этом все основные сюжетные перипетии заканчиваются и на протяжении всего остального экранного времени одержимый местью герой Леонардо Ди Каприо пытается просто выжить и найти негодяя, дабы учинить над ним самосуд.
Актёрская игра и визуальное сопровождение в фильме находится на очень высоком уровне и всему происходящему на экране веришь. По крайней мере в первые два часа.
Дорога ему предстоит долгая - фильм идёт 2 часа 36 минут и большую часть этого времени Хью Гласс будет просто пытаться выжить. И чего только с ним не произойдёт: на него откроют охоту кровожадные индейцы из племени Ри, он будет находиться на грани голодной смерти, его тело будет гнить заживо, он окажется вовлечён в конфликт с французскими колонистами… Всего, в общем-то и не упомнить. Да и вообще, это не представляет возможным - большая часть фильма выветривается из головы в тот момент, когда ты выходишь из кинотеатра.
Индейцы в фильме показаны разные: некоторые, как им и положено, сохраняют каменные выражения лиц, а некоторые не чураются и улыбок.
А всё потому, что такой длинный фильм не очень хорошо воспринимается зрителем. Тем более, что в данном случае фильм не обладает сколь-нибудь гениальным сюжетом и в нём практически отсутствуют неожиданные сюжетные повороты. А концовка так и вовсе уже известна чуть ли не в начале фильма (подсказка: добро всегда побеждает зло). Поэтому, когда в конце понимаешь, что “Выживший” - это довольно банальная история о мести, то начинаешь даже немного злиться.
Особенно раздражает то, как темп повествования снижается минут за двадцать до конца фильма: наверное, режиссёр хотел добиться этим эффекта долгого, напряжённого ожидания. Что ж, у него это получилось, хотя и не совсем так, как он планировал: действительно ожидаешь, когда, наконец, главный герой убьёт главного злодея и на этом фильм закончится.
Последняя, финальная битва со злодеем выглядит очень скучно и явно проигрывает тому самому, разрекламированному сражению с медведицей.
С визуальной же точки зрения фильм выглядит отлично: хотя он и не вышел в формате IMAX 3D, даже на плоском экране картинка смотрится очень даже хорошо. Ну и “Выживший”, конечно, показывает Дикий Запад совсем с другой стороны, что также делает его произведением хоть и не шедевральным, но, как минимум, оригинальным.
Если смотреть издалека, то некоторые кадры из нового фильма можно перепутать с прошлогодним “Эверестом”.
***
В конце, кстати, я не случайно вспомнил об “Эвересте”. Всё-таки есть в обоих этих фильмах нечто похожее. Судите сами: оба фильма сняты на основе реальных событий, и оба они рассказывают о выживании человека/группы людей в суровых условиях дикой природы. Хотя фильм Бальтасара Кормакура был, всё-таки, куда более гуманен к зрителю и шёл всего 2 часа.
А вообще, я считаю, что ООН нужно утвердить специальную резолюцию, которая запрещала бы выпускать фильмы, хронометраж которых составляет более 2:30 минут.
Ну а если кроме шуток, то “Выживший” - в целом, хорошее кино про человека, который одновременно сталкивается сразу и с суровыми условиями дикой природы, и с человеческой жестокостью.
Вердикт: хорошее, но далеко не идеальное кино про то, как Леонардо Ди Каприо страдает на протяжении трёх часов экранного времени. Развлечение, прямо скажем, на любителя.
Оценка: 7,0 (“Хорошо”).