В 5.00 18 марта на северо-западе города Хомс стартовала масштабная программа вывода вооруженных формирований сирийской оппозиции. Об этом сообщает корреспондент Федерального агентства новостей с места событий.
Представители сводных отрядов Сирийской Свободной Армии, группировок «Джебхат Фатх аш-Шам» (ранее именовалась «Джебхат ан-Нусра», запрещена в РФ), «Харакят Ахрар аш-Шам аль-Исламийя», в течение последних трех лет контролирующих район аль-Ваэр, 14 марта подписали окончательный вариант соглашения о перемирии и выводе вооруженных формирований за пределы провинции Хомс.
[Spoiler (click to open)]Подписанию соглашения, кардинально изменившему напряженную обстановку в Хомсе, предшествовали несколько недель напряженных переговоров и встреч представителей власти с лидерами оппозиционных группировок.
Успешные результаты этих встреч и подписание самого исторического документа стали возможны при прямом участии сотрудников российского Центра по примирению враждующих сторон. Источник Федерального агентства новостей, прямо причастный к работе над договором о перемирии, рассказал спецкорам ФАН о плане вывода боевиков, их численности, а также о некоторых дипломатических тонкостях, к которым вынуждены были прибегнуть эмиссары правительственных сил при подписании документа.
Прежде всего, необходимо упомянуть о том, что Басиль Мухаммад, подписавший договор со стороны оппозиционной группировки, имеет юридическое образование. Исключительная въедливость в области оценки формулировок и внимание к самым мелким деталям, свойственные юристам, позволила Мухаммаду затянуть предварительный этап обсуждения условий соглашения более чем на неделю. Несмотря на предельно корректные условия, предлагаемые администрацией города, МО САР и Центром по примирению МО РФ, эмиссар оппозиции сознательно и якобы предметно критиковал каждый пункт соглашения, выигрывая таким образом время для вероятного согласования собственных действий с верховным командованием исламистских группировок. Будучи фактическим командующим т.н. «военной полиции», сформированной оппозиционными силами в аль-Ваэре, Басиль Мухаммад отслеживал и направлял все финансовые поступления в казну самопровозглашенной администрации района, и являлся, по сути, «серым кардиналом», исполнявшим функции военного коменданта. Общая численность населения аль-Ваэра - порядка 45 тысяч человек, 4,5-5 тысяч из которых - боевики т.н. Сирийской Свободной Армии и многочисленных самопровозглашенных «бригад» и «батальонов», как правило, входящих в состав более крупных светских и исламистских группировок. Несмотря на постоянные перестрелки между правительственными войсками и боевиками, а также периодические бомбардировки самолетами ВВС САР позиций исламистов в аль-Ваэре, район не был заблокирован полностью.
Правительственные войска еще в 2014 году оборудовали несколько контрольно-пропускных пунктов, через которые мирные жители района относительно свободно могли курсировать между аль-Ваэром и самим Хомсом, проходя номинальную процедуру досмотра. Между Хомсом и аль-Ваэром продолжают курсировать рейсовые автобусы и такси. Операции по выводу боевиков из аль-Ваэра с предоставлением им знаменитых зеленых автобусов и последующим вывозом в места расположения основных сил исламистов (как правило, в провинцию Идлиб), проводились неоднократно. В большинстве случаев речь шла о группах численностью 200-300 человек, большую часть которых составляли члены семей исламистов, в то время как самих боевиков в ходе каждой из таких разовых акций набиралось не более 70. Ни один из таких «выводов» не оказал сколь-либо значимого влияния на общую обстановку в Хомсе. Перестрелки в северо-восточных пригородах не утихали до начала марта 2017 года.
Первоочередным пунктом нового договора стало согласие о выводе 10 тысяч человек. Около 4,5-5 из их числа - сами боевики, остальные - члены их семей и представители гражданского населения, не желающие жить на территориях, контролируемых правительственной администрацией.
Предполагается, что вывод будет не единовременным. В течение шести недель под контролем Центра по примирению, МО РФ и Красного Полумесяца администрация мухафазы будет предоставлять автобусы для транспортировки 1000-1500 человек раз в неделю. По окончании срока предполагается проведение дополнительных контрольных мероприятий совместно с представителями оппозиции и передача района в ведение городской администрации.
Стоит упомянуть о весьма изящном шаге переговорной группы Центра по примирению, предпринятом на самом тяжелом этапе переговоров с боевиками. Вариант договора с указанием полного списка условий перемирия был предварительно подписан правительственными эмиссарами и передан на рассмотрение группе оппозиционеров, возглавляемой упомянутым выше Басилем Мухаммадом. Изучая текст договора, Мухаммад сделал множество пометок с критикой каждого пункта документа и также подписал его, указав, однако, что не согласен с большинством формулировок.
Необходимо заметить, что, несмотря на наличие множества КПП и относительной лояльности военных и полиции к мирному населению района, в аль-Ваэре довольно давно наблюдается острый дефицит продуктов питания, бытовых предметов первой необходимости, а также исключительно высокие цены на весь ассортимент продуктов в частных магазинах. Разумеется, недостаток продуктов многократно вызывал недовольства местного населения, заканчивавшиеся, как правило, демонстрациями и пикетами перед зданием самопровозглашенной администрации района. Воспользовавшись информацией о растущем недовольстве людей поведением «оппозиции», представители правительственных сил, недолго думая, распечатали договор со всеми пометками Мохаммада в нескольких тысячах экземпляров и следующим утром разбросали эти своеобразные «листовки» с вертолета над жилыми кварталами аль-Ваэра.