Оригинал взят у
baby_rhino в
Поездка в Брянскую область 8-9 сентября В начале всё, как всегда, шло наперекосяк:
- билеты мы купили на 8-9 сентября;
-
ovsyana, у которой мы неизменно останавливаемся на ночь в Брянске, затеяла дома ремонт и ждала нас к своему дню рождения в конце сентября;
- многие (включая Лизу = единственный музыкальный инструмент) могли поехать всего на один день;
- сдать билеты РЖД сделало практически нереальным...
В общем, поехали мы, как водится, в радостном предвкушении тотальной жести.
Состав наш претерпел некоторые изменения: Миша и Аня, которые до этого были только в однодневных поездках по близким к Москве областям, решились поехать в Брянск сразу на два дня. Мы всегда очень рады "новичкам" :)
Обычно первым делом мы едем в Доброводье, а тут вдруг некоторых из нас перемкнуло, что хорошо бы хоть раз показаться в Глоднево с утра, пока мы ещё бодры, веселы, способны петь-плясать и не поросли щетиной. Ожесточённо спорили минут пять, страшно заколебали водителя, но решили таки начать с Глоднево :)
Там в этот день был субботник, о нашем приезде вообще не знали, но были рады видеть и мигом собрали всех ходячих бабушек-дедушек в большой комнате на первом этаже.
Пока наши пели-плясали, раздавали переданные внуками гостинцы и привезённые нами сладости, я ходила по комнатам лежачих бабушек и дедушек и собирала приветы. Одна бабуля - худенькая, маленькая - когда я спросила её о письмах, вдруг села на кровати, потянулась к тумбочке, достала охапку конвертов и с гордостью сказала, что: «Писем мне много было, да я без очков не читаю - мне тут читают. Я так радуюсь письмам, так радуюсь! Желаю Насте, чтоб судьба хорошая была, счастья, здоровьица и чтоб богато жили! Богато - это намного лучше, чем бедно!»
Рассказывала, как ей начали писать письма: «После концерта вашего как-то подошла ко мне девочка - она со мной разговаривала, крепко умственная! Я её полюбила, и она меня полюбила, и сказала, что найдёт, кто мне письма писать будет!»
А дальше бабушка много рассказала о себе и своём детстве: в семье было 6 детей, все девочки, она старшая (или одна из старших). Отца забрали на войну в самом начале войны, отправили на передовую, там был ранен, пролечили полгода в госпитале, а потом снова на фронт. Ехал с лошадью и телегой, вёз оружие, попал в руки немцев, они его казнили. Бабушка плела лапти для всех сестричек и мамы, тяжело было, руки все были в мозолях и болели, просила сестёр, чтоб аккуратнее носили, а они были маленькие, в 1-2 классе, не понимали ещё, сбивали лапотки быстро, с горки в них катались. Она собирала куски резины от рваных покрышек, подшивала ими лапти, чтоб дольше носились. «Спасибо Сталину-грузину за то, что нас обул в резину!» - после войны им всем ботиночки выделили.
В общем, я очень пожалела, что у меня нет диктофона - бабушкину историю немедленно стоило
записать и издать среди прочих историй!
К тому времени, как я наговорилась с бабулей, концерт закончился. Наши волонтёры выходили из зала и делились впечатлениями: "Ох, адище!", "Больше никогда с утра в Глоднево, неспетыми!" и т.п., но бабушки и дедушки, у которых я побежала собирать приветы, были гораздо более благосклонны :)
В Брянской области в этом году уродилось много яблок, поэтому из Глоднево мы уезжали с огромными сумками штрефлинга!
(Да-да, я знаю, что на фото антоновка, но очень уж хотелось вставить эту фотографию в рассказ))
Кстати, много там в этом году и грибов. Ими на технических остановках лакомились семинаристы:
... и угощали автора этих строк.
После Глоднева мы двинулись в Доброводье.
Обычно жители этого ДП принимают на себя удар по утрам, когда мы - вот как раз неспетые - приезжаем к ним, позёвывая, и начинаем обкатывать всё, что пришло в голову по пути. Обычно это выглядит как минимум странно, но бабушки мужественно радуются.
В этот же раз всё было гораздо приличнее: сценки в основном уже отрепетированы, песни (опять же, в основном) уже знакомы и поются без бумажки - поэтому наши бабушки и дедушки могли радоваться совершенно искренне! :)
Здесь все успели не только попеть, но и пообщаться с жителями дома-интерната.
А уже совсем вечером мы прибыли в Подывотье.
Здесь общего большого концерта мы никогда не делаем (потому что негде и почти никто не ходит), но в одну из палат стянулись все, кто мог ходить, и там пели дольше всего.
Мы с
71manyasha, правда, пошли пересчитывать привезённые нами памперсы-пелёнки - да так и остались в комнате главврача: обсудили с ней бабушек-дедушек, политику и личную жизнь в России и за рубежом :)
Вечером мы с Маняшей и Лизой
o_liska сели в поезд, а все остальные переночевали у Тани (спальные мешки форева!) и в воскресенье поехали в Жуковку и Бытошь.
Несмотря на все опасения ("Что нам делать в Жуковке без аккордеона?!!"), теперь они загадочно улыбаются и говорят, что поездка прошла хорошо. Но подробностями делиться отказываются :(
ПРИВЕТЫ ИЗ ПОЕЗДКИ
Глоднево
А. Зинаида Константиновна: «Целую-целую-целую её много раз! Она моя хорошая, умница, внучечка любимая! Жалко, что с парнем они расстались, я так обрадовалась, что она жизнь устроила!.. Желаю ей, чтоб ей очень хороший человек попался! Большой привет Танечке, и кошечкам обеим, Мусе и Фроське, привет! А они вроде собачку ещё заимели, нет? Только я что-то не помню, как её зовут».
А. Сергей Яковлевич: «Передайте ей большой привет и огромное спасибо, скажите, что я письмам очень радуюсь!» Был грустный, вспоминал, как работал грузчиком в городе Локоть (Брянская область), и когда грузили машину, он оступился и упал с высоты спиной вниз - сломал позвоночник, с тех пор ходит с костылями.
А. Татьяна Кузьминична: Получает письма от Оли (???), рада, что её не забывают. Передаёт большой привет. Настроение хорошее, бодрое - правда, лежит пока, не встаёт совсем.
Б. Николай Григорьевич: «Полина мне пишет целый год уже, а я ей отвечаю. Да и телефон у меня есть, перезваниваемся. Большой привет ей и большое спасибо!»
Г. Иван Кузьмич: «Ирина позавчОра письмо и посылку прислала. Я ругаюсь, ну зачем же она тратится!» - «Так она же вам ко дню рождения, подарок ей захотелось вам сделать!» - «Ну ладно, в этот раз день рождения. Но она же и до этого присылала!»
Д. Фёдор Тихонович - в отпуске, гостит у родственников.
Е. Мария Григорьевна: «Мы писалися, а теперь у меня глаза стали слепые, и я бросила писать. А мне-то пишут! Вот боюсь - вдруг обидятся, что я не отвечаю?»
З. Татьяна Ивановна: Получает письма от Наташи. Чувствует себя плохо, не встаёт. Говорит, что пишут ей часто, и передаёт привет.
З. Нина Григорьевна: «Письмо было! На таком ярком красивом листочке!»
К. Клавдия Ивановна: «Катя пишет и Наташа, спасибо им, не забывают меня. Передавай им привет большой!»
К.Татьяна Егоровна: «Мне Марина пишет - вот молодец девка, пишет беспрерывно, радуюсь очень её письмам!»
К. Мария Евдокимовна: письма получает, но была очень грустная, печалилась об умершей дочери.
К. Анастасия Ивановна: «Ой, пишуть хорошо мне девочки! Усем привет пердавай! Очень я письмам радуюсь! А ещё я же четырёх сироток выходила - меня мужик взял, у меня детей не было, а у его были 4 ребёнка от первой жены: приезжают они, навещают меня, взрослые уже».
К.Алексей Яковлевич: «Мне Аня пишет - она сама-то не приехала? Привет ей передавайте! Она учиться-то поступила? Пускай расскажет поскорее, я же волнуюсь».
Л. Вера Григорьевна: гостит у родственников до 14.09
Лаз.Ульяна Петровна: умерла 30 мая. Её внезапно парализовало, пролежала 12 дней и умерла.
Л. Сергей Яковлевич: «Мне Лена пишет, один я ей не пишу - рука-то не работает! Я бы с радостью писал, да не могу. Большой привет ей!» - и потом ещё пару раз отлавливал меня в коридоре, объяснял про руку и просил, чтобы Лена не обижалась.
М. Юрий Владимирович: «Я Кристине сколько писал, а она мои письма не получает почему-то! Я и сам конверты покупал отправлял, и в ваших конвертах слал, а толку никакого - не доходит почему-то ничего к ней в Тель-Авив. А она мне книги присылала даже!» (показал обёртку от бандероли и стопку писем - хранит в тумбочке всё )
Н. Егор Петрович: «Мне пишут, открытки и письма приходили!» - очень радуется.
Н. Алексей Иванович: в гостях у родственников до 14.09
О. Мария Егоровна - не помнит, что Маша ей пишет. Посылку отдали в руки.
П.Марфа Петровна: «Карина мне пишет, вот не дуже давно последнее письмо от ей было. Привет ей большой, когда она уже в гости приедет?»
П. Наталья Васильевна: «Ой, Дина не приехала? А я её ждала!» - «Да она сама очень хотела приехать, но заболела вот». - «Ну ничего, её подлечут же? Выздоровеет?»
Потр.Ольга Никифоровна - умерла 3.06
П. Нина Сидоровна - к ней приезжала Аня, всё хорошо, любовь-любовь
Р. Нина Константиновна: «Таня мне пишет, но я не отвечаю ей, я не умею. А она мне пишет! Так хочется, чтобы она снова приехала, но я всё понимаю - ребёночек маленький, его же дома не оставишь и с собой не возьмёшь. Пускай растёт здоровеньким, буду ждать!» - заманила меня в комнату и подарила 3 груши
Р. Иван Алексеевич - не помнит, приходят ли ему письма.
С. Наталья Тимофеевна: сначала лежала, а когда я её спросила про письма, очень оживилась, села, стала показывать, просила прочитать ей вслух открытку ко дню ангела - пришла в этот день. «Писем мне много было, да я без очков не читаю - мне тут читают. Я так радуюсь письмам, так радуюсь! Желаю Насте, чтоб судьба хорошая была, счастья, здоровьица и чтоб богато жили! Богато - это намного лучше, чем бедно!» Рассказывала, как ей начали писать письма: «После концерта вашего как-то подошла ко мне девочка - она со мной разговаривала, крепко умственная! Я её полюбила, и она меня полюбила, и сказала, что найдёт, кто мне письма писать будет!» Много рассказывала о себе: в семье было 6 детей, все девочки, она старшая (или одна из старших). Отца забрали на войну в самом начале войны, отправили на передовую, там был ранен, пролечили полгода в госпитале, а потом снова на фронт. Ехал с лошадью и телегой, вёз оружие, попал в руки немцев, они его казнили. Наталья Тимофеевна плела лапти для всех сестричек и мамы, тяжело было, руки все были в мозолях и болели, просила сестёр, чтоб аккуратнее носили, а они были маленькие, в 1-2 классе, не понимали ещё, сбивали лапотки быстро, с горки в них катались. Она собирала куски резины от рваных покрышек, подшивала ими лапти, чтоб дольше носились. «Спасибо Сталину-грузину за то, что нас обул в резину!» - после войны им всем ботиночки выделили. Работала на торфу и на смоле, в Калининской области работала, в Харькове работала, «а потом у нас совхоз сделали, я там работать стала - свою полосочку сама обрабатывала, шустрая была, никто мне не помогал! Я там 30 тонн сдавала на винзавод в город Локоть, а 20 тонн шло нашим телятам».
Т. Надежда Семёновна - уже совсем слабенькая, на вопрос «Как вы себя чувствуете?» ответила «Нормально», и на это все силы ушли - дыхание сбилось, отдышаться долго не могла. Но всё понимает.
У.Лидия Петровна: «Мне не пишут, но я и не нуждаюсь, всё равно сдохну скоро». Ну то есть бабушка в довольно плохом настроении была.
Ф. Гавриил Иванович: «С месяц назад мне письмо было» - и принёс показал поздравление с днём ангела. (т.е. это было не письмо)
Ф. Александру Ивановну расспросить не успела. Но она жива-здорова :)
Череп. Екатерина Ивановна: умерла 2 сентября.
Ч. Анна Ивановна: «Лена мне пишет, а я не отписываю, я ж неграмотная. Вы ей привет передавайте!»
Доброводье
Б.Людмила Александровна - спрашивала про Милу: та выходит замуж, бабушка очень радуется, передавала большой привет, желала большого счастья.
Б.Татьяна Яковлевна: «Мне кто-то письма пишет, но я их не знаю. А письма хорошие, получаю, да!»
К. Мария Степановна: позавчера получила открытку. Выпрашивала у всех серьги и монисто
Кор. Владимир Иванович: выписался из ДП в июне, немного пожил один, попал в больницу и умер там в июне-июле :(
М. Анна Ивановна: письма ей приходят, читает сама, но она глухая и не получилось узнать, что она по этому поводу думает.
Н. Владимир Константинович: «Два письма я получил, да всё никак не отвечу, не соберусь никак».
О. Екатерина Ефимовна: «Оля мне пишет, и даже парик прислала, представляете?»
Р. Пелагея Тимофеевна: «Что-то давно уже от Тани писем не было - может, уезжала куда?» Слепнет - сама уже не может ни писать, ни даже читать.
Ф.Александр Иванович: «Света мне пишет, недавно вот было письмо - она замуж вышла!»
Ф. Анна Григорьевна: лежит, уже не реагирует ни на что.
Ч.Татьяна Ивановна: «лежит и с головой не дружит». По ночам громко разговаривает, мы с Лизой пытались с ней поговорить - не слышит ничего, не реагирует ни на что.
Приветы из Подывотья и ссылки на фотографии будут чуть позже.