707

Стамбул. Часть 5

Jan 28, 2020 16:15

...или исторический район Фенер.
Если в путешествии вы не сходите с протарённых туристических троп, не ступаете в лабиринты тихих улочек бедных районов, вы никогда в полной мере не познаете города и страны. Есть причесанные районы, где зарабатывают на туристах, а есть районы, где люди просто живут век за веком. И именно в такой район стоит отправится в Стамбуле. Один из самых ярких, и в прямом и переносном смысле районов, это Фенер, он же Фенар и квартал Балат. Фенер исторический район Стамбула, расположенные вдоль Золотого Рога. Название район получил по расположенному здесь когда-то в византийскую эпоху фонарю, установленному на колонне, на крепостной стене Константинополя, который, по всей видимости, выполнял роль маяка. Фенер и Балат, следующий за ним, по-прежнему являются двумя из самых загадочных районов Стамбула со своими разноцветными домами и улицами в виде лабиринта.


ФанЕр, наряду с другими районами, не оказавшими сопротивления захватчикам, не был разграблен, население его избежало резни, церкви были сохранены. И ныне Фенер является греко-православным районом Стамбула. После падения Константинополя в 1453 г., в этом районе жило большинство оставшихся в городе греков. По названию района в Новое время греки Константинополя назывались фанариотами. Этот район был выделен византийским грекам и другим православным султаном Мехметом Фатихом, которого они в недалеком прошлом считали врагом, но в реальности оказавшимся спасителем их церкви. Поэтому после завоевания города эти районы стали основным местом проживания константинопольских греков. Здесь же находится резиденция Вселенского или Константинопольского патриарха. При патриархе Иеремии II в центре Фанара была построена новая резиденция Вселенского патриарха - собор Святого Георгия. Деньги на строительство греки получили в Москве, у царя Феодора Ивановича. В 1601 году храм святого Георгия был построен. И вот с начала XVII века район стал заселяться греческой знатью, представителями древних византийских аристократических родов. Эта новая греческая аристократия, честолюбивая и активная, стремившаяся к восстановлению великой империи, считала полезной близость к патриаршему двору. Именно в Фенере недавно состоялось громкое предоставление Томоса об автокефалии Украинской церкви. Вручал его патриарх Варфоломей, кстати офицер запаса турецкой армии. Это послужило причиной прекращения Русской православной церковью евхаристического общения со Вселенским патриархатом. Ну да и Бог с ними всеми, мы же просто идем гулять по старому району.

.
.
.
.
.

Начинаем наш путь прямо с площади у Галатского моста. Изначально была мысль сесть на автобус и проехать пару остановок, что бы попасть за мост Ататюрка, соединяющего берега Золотого Рога. На накопительном билете оказалось недостаточно денег, пополнить с помощью евро не удалось, и я пошел пешком. Центром районов Фенер и Балат можно считать наверное Церковь Марии Монгольской : 41.029, 28.949. Туда и держим путь, ориентир нужен всегда. Ну а благословили меня в путь милые стамбульские котики.


И хорошо, что пошел пешком. Больше увидел.


Например набрел на эту яркую лесенку и стал взбираться в гору.







Я разумеется снимал по пути. Искал новые ракурсы тех же достопримечательностей, что уже видел за два дня ранее.


Добродушный собакен приветствует меня в непарадной части мегаполиса.


Я забрался на железнодорожный метромост , откуда сделал несколько неплохих снимков. Ракурс новый, точка высокая. Вот например Новая мечеть и Ая София в одном кадре.




В середине моста можно перейти на другую сторону по переходу.


Гуляя позже по Фенеру и Балату я жалел лишь о том, что нет еще пары дней для прогулок по ним же.


С моста и набережная Золотого Рога выглядит интереснее. Эти бешеные судёнышки мы еще увидим в последней записи о Босфоре. Так спокойно стоящими их даже странно наблюдать.




Мечеть Селима Явуза. С ее террасы отличный вид. Скоро туда поднимемся. Она как раз на условной границе Фенера, хотя и внутри его, ведь четкой границы ни Фенер ни Балат не имеют. Между прочим, Султан Селим не был ни идейным вдохновителем строителства этой мечети, ни успешным завоевателем или правителем в целом. Селим был воинственен, жаден, и был непокорным сыном. В детстве, в страхе не сесть за престол, он решил организованно напасть на охрану отца и отвоевать султанский титул. Неудачно. Селиму пришлось скрываться. На удивление всех, его отец, Баязид 2, принял нетипичное на тот момент решение - он отрекся от титула султана и передал его Селиму. Хочешь править, на тебе трон. Сам утомился, видимо. И сын Селим вместо благодарности просто вырезал всю оставшуюся семью. В связи с этим его назвали Явузой, то есть «грозным». А уже его сын, Сулейман 1, глубоко уважавший отца за его крепкий характер и хладнокровность, очень сожалел, что отец ушел из жизни не в бою, а от простой чумы, и по этому решил в честь него возвести мечеть. Именно так и появилась мечеть Селима Явуза.


Мечеть Султана Фатиха. Вообще подробнее о мечетях города я писал в одной из предыдущих записей. Поэтому идем дальше.


Монастырь Пантократора, он же Мечеть Зайрек - представляет собой второй по величине, после собора св. Софии памятник византийского зодчества, сохранившийся от Константинополя. Это тоже в Фенере. Начиная с 1118 г. византийская императрица Ирина Комнина строила недалеко от храма Святых Апостолов монастырский комплекс (церковь, библиотека, странноприимница с больницей, дом призрения для стариков и психиатрическая лечебница)(с) в честь Христа Пантократора. После её смерти в 1124 г. строительство продолжил император Иоанн II (в память побед, одержанных им над врагами), который возвёл несколько к северу церковь в честь иконы Богоматери Милостивой и соединил её (не позднее 1136 г.) с монастырём крытым переходом с часовней Михаила Архангела. Монастырь был окружён высокой стеной с двумя воротами. Кафаликон монастыря был посвящён Софии Премудрости Божией. Оба венценосных ктитора были погребены в часовне, так же как и император Иоанн V из династии Палеологов. С установлением Латинской империи монастырь Пантократора перешёл в руки венецианского клира, который поместил в соборном храме знаменитую икону Одигитрии. Император Балдуин II устроил здесь свой дворец. После изгнания латинян из города в монастырь вернулась православная жизнь, а один из здешних монахов был избран патриархом под именем Геннадия Схолария сразу после взятия города турками. Он не смог предотвратить превращения монастыря в мечеть, которая получила название в память о Зайреке - мудреце из соседнего медресе.(с)




А это северный берег Золотого Рога снятый из Фенера. Гуляя по Галатскому мосту этого вы тоже не увидите.


Самый левый небоскреб это Сапфир. На крыше которого отличная смотровая площадка. Фотографии с нее были в этой записи. Там деловой район Левент.


Ну, а я постепенно взбираюсь к мечети по улочкам Фенера. И вот оно простое очарование бедного раона, где живут простые стамбульцы.


Последний раз я так находился по лестницам города на Мальте, а перед тем в Лиссабоне и Порто.


Здесь соседи перекрикиваются через улицу с балкона на балкон. Тут молоко поднимают в корзинке на веревке прямо на верхний этаж, тут тихо и как-то неспешно.


И тут очень большие перепады высот даже для меня. Пока заберешься запыхаешься. Но оно того стоит.






Что-то мне подсказывает, людям из делового Левента, проглядывающимуся на том берегу, по фанарю на Фенер с его древним фонарем.

Там Каракёй и Топханэ, тут Фенер с цветными домиками.




Не могу перестать любить эти нагромождения в кадре. Есть в них какое-то особое очарование кривых линий и пятен цвета.


Чем выше, тем лучше видна северная сторона Золотого Рога. Небоскребы стоят в ряд, от Сапфира до мечети Ортакёй у Босфорского моста. А перед ними районы Бейоглу, Шишли, Таксим...






Кажется это я уже снимал со двора мечети Салима Явуза. Вид на самую красивую, на мой взгляд, мечеть города - Мечеть Сулеймание. Знаете историю четырех минаретов Сулеймание? Если нет, читайте тут.




Вот он непарадный Стамбул, где из открытых окон слышны разговоры, смех детей, чириканье канареек. Тут коты непринужденно подходят потереться об ногу.






Спим по царски.




Так я постепенно и добрел до православного колледжа. Среди местных жителей известно также как Красный замок и Красная школа. Интересно соседство Соборо с Мечетью Месневихане.


Великая школа нации» - старейшая и самая престижная греческая православная школа. Основана еще в 1454 году, через год после падения Константинополя, Матеосом Камариотисом, скоро стала школой для «благородных» греческих и других православных семей Османской империи. Здесь учились многие османские министры, а также валашские и молдавские князья, назначавшиеся османским правительством. Например её окончил Дмитрий Кантемир. Это уже новострой.


Башню школы можно брать как ориентир и идти на нее. Что интересно, православные константинопольцы всегда чувствовали бОльшую угрозу со стороны латинян нежели со стороны османцев. Ведь латиняне уже нападали и захватывали Константинополь в 13 веке. И помня о тех событиях, когда крестоносцами был разграблен и осквернен Собор Святой Софии, даже адмирал византийского флота Лука Нотара изрек свою знаменитую фразу: «Лучше увидеть среди города царствующую турецкую чалму, чем латинскую тиару!»(с)


Обычная стена обычного дома.


Гуляя по Фенеру и начинающемуся где-то тут Балату, каждый найдет что-то свое. Улочек целый лабиринт, поэтому и маршрут у всех будет свой личный.









За спиной башня греческого православного колледжа. Точнее место не подскажу, но гуляя по району поищите эти яркие домики.


За центр Балата наверное можно принять Синагону Ахриса. Балат - традиционный еврейский квартал Стамбула. Восточная часть Балата граничит с районом Фенер и его всегда населяли евреи и армяне. Вот уже где туристов точно не ждут.






Я могу часами бродить по таким закоулкам и дворикам. Большие шумные проспекты с монументальными зданиями и широкими магистралями никогда не любил.
















Через Балат я стал выбираться к Мечети Фатиха.






Без навигатора в телефоне тут легко заблудится и ходить кругами. Пришлось несколько раз поправлять маршрут.






Помимо старейшей синагоги Стамбула, в Балате находятся также греческие и армянские церкви. В центре Балата расположены супермаркеты и небольшие киоски.




Так я постепенно и вышел к старому акведуку Валента, вот сюда: 41.0148, 28.9545


Акведук Валента является одним из символов города. Это часть водопроводной системы Константинополя. Расположен на бульваре Ататюрка. Координаты я уже дал. Впервые акведуки начали появляться в городских предместьях еще во 2 веке нашей эры, в период нахождения у власти императора Адриана.


Акведук построен в период правления императора Валента в 368-375 годах и являлся очень важным этапом в развитии водопроводной системы Константинополя. Его первоначальная длина составляла более 1000 метров, а максимальная высота 26 метров. В наше время сохранившаяся часть акведука имеет длину 971 метр. При строительстве использовались камни из стен Халкидона. По свинцовым трубам, проложенным по верху акведука, вода поступала в город вплоть до середины XIX века. Такие дела. Шёл сюда специально, хотелось взглянуть, поэтому точка была в плане. Возвращаясь из Фенера и Балата сюда удобно зайти, тем более по пути еще и Мечеть Фатиха. Последние исследования ученых показали, что, предположительно, общая протяженность всех ветвей водопровода составляет 336 км, что почти в 3 раза больше, чем любой известной до этой римской системы водоснабжения. Акведук Валента ремонтировался и восстанавливался много раз как в византийский, так и в османский периоды. Он выполнял свои функции почти 1400 лет, до 18 века. Однако...


Замечательный город с потрясающей историей. Осталось прокатится по Босфору на кораблике и взглянуть на него с воды. Но это уже в последней записи. Не переключайтесь.


_Все шесть частей или "Стамбул за 3 дня" : https://707.livejournal.com/648274.html

ЖУРНАЛ ТУРИСТА, Е-М10'', FОТО, Турция, Стамбул, ЖУРНАЛ

Previous post Next post
Up