"Газета.Ру" Сергей Смирнов. 03.09.2012 11:16
Меньше чем через две недели, 15 сентября, в Москве должен пройти оппозиционный «Марш миллионов», по сути, открывающий политический сезон. «Должен», потому что далеко не факт, что пройдет. Начнем с того, что уже есть претенденты на классический оппозиционный маршрут: православно-патриотическая общественность, опекаемая Кремлем, намерена провести собственную демонстрацию по маршруту Якиманка - Болотная площадь. Есть и другая причина: с декабря власти еще ни разу не пробовали просто запретить крупную оппозиционную акцию.
Угрожать - угрожали, даже обещали отбивать всякие внутренние органы в случае отказа перенести митинг с площади Революции на Болотную 10 декабря. И проводили массовые обыски у лидеров оппозиции, которые - как мы все удивлены - прошли как раз накануне «Марша миллионов -2» 12 июня. А 6 мая демонстрацию сорвали, выставив цепь полицейских на подступах к Болотной площади. Так почему бы не попробовать просто не согласовать акцию 15 сентября? В конце концов, власти помнят, что «марши несогласных» были подавлены, в том числе, за счет жестких разгонов.
Не исключено, что будут применены и другие методы. После обысков у лидеров уличных акций минувшего политического сезона не исключено, что власти могут пойти дальше. Есть вариант ареста того же Навального, на котором «висит» тяжелая статья по делу «Кировлеса». Или можно предъявить обвинения другим известным лицам в оппозиции.
Новыми фигурантами «Болотного дела» могут стать Сергей Удальцов и Илья Пономарев. В настоящий момент в отношении них назначены лингвистическая и фоноскопическая экспертиза, то есть эксперты будут определять, нельзя ли слова Удальцова и Пономарева расценить как призыв к массовым беспорядкам.
Адвокат Удальцова Виолетта Волкова полагает, что ее подзащитному будут в итоге предъявлены обвинения именно по 6 мая. «К этому все и идет», - мрачно констатировала Волкова, когда я спросил ее про возможность уголовного преследования Удальцова по событиям на Болотной площади.
Судя по тому же делу о «Кировлесе» или новой попытке уголовного преследования Бориса Немцова, а также проверке в отношении Геннадия Гудкова, власть намерена всех узнаваемых лидеров оппозиции «подвесить» на статьи УК. Вслед за этим того же Гудкова и Пономарева, если ему предъявят обвинение по 6 мая, можно изгнать из Госдумы. Формальные процедуры это ведь пустое, главное - политическая воля. Что хорошо иллюстрирует пришедшее в выходные на имя спикера Думы Сергея Нарышкина письмо от генпрокурора Юрия Чайки, который просит рассмотреть вопрос о досрочном лишении Геннадия Гудкова депутатских полномочий.
В этом смысле следует напомнить, как нашли статью для Навального. Итак, 6 мая происходят те самые столкновения на Болотной площади, и уже вечером Следственный комитет возбуждает уголовное дело по ч.3 ст.212 УК («Призыв к участию в массовых беспорядках»). Именно по статье «призыв», а не организация и участие, подчеркиваю. И три недели следователи СК, которых по разным данным было от 100 до 170 человек, расследуют уголовное дело о призывах к массовым беспорядкам. Три недели - и ни одного арестованного. Но вот решение принято, 27 мая задержана Александра Духанина. В этот же день СК объявляет, что возбуждено новое уголовное дело о событиях на Болотной 6 мая, теперь уже ч.1 и ч2. cт.212 УК («Организация и участие в массовых беспорядках»). На следующий день еще два ареста, теперь засветившиеся на видео Максим Лузянин и Андрей Барабанов. А 29 мая новый поворот: глава СК Александр Бастрыкин устраивает театральный демарш на коллегии своего ведомства, он отчитывает кировских подчиненных за закрытие дела Навального по «Кировлесу». Жребий брошен, одного из лидеров оппозиции решили «закрывать» по экономической статье.
Можно предположить, что за три недели усердного расследования уголовного дела по призывам к массовым беспорядкам совсем ничего не нашли, и даже откровения Ксении Собчак не помогли.
Я считаю, что власть к 15 сентября готовит какой-то свой сценарий действий, в котором ключевую роль могут сыграть СК или московская мэрия. Есть ли здесь те, кто думает, что они принимают по таким вопросам самостоятельные решения?