История Избушек. Символизм Ступы и Песта. Заговоры.

Dec 02, 2008 16:16


- Избушка, избушка, повернись ко мне лесом, к заду передом..
- Вы ставите меня в филологический тупик своими авангардистскими идиомами.
-Что?
- Да, примерно это я и имела ввиду.
Из (с)ети.



Мифическое место обитания Бабы Яги - Избушка на курьих ножках, пожалуй, самое загадочное и колоритное сказочное жилище. По преданиям, стояла эта избушка на больших курных ножках. Подчинялась эта избушка только Бабе Яге, и доброму молодцу из русских сказок, который мог командовать ей на своё усмотрение: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу - задом». Какова же реальность, лежащая под толстым слоем вымысла? Был ли у Избушки реальный прототип или курьи ножки - это не более чем мифологическое преувеличение?





.. Избушка-пограничник..

Некоторые исследователи славянской культуры придерживаются той точки зрения, что Баба Яга являет собой представительницу мира мертвых или проводника в оный мир, и следовательно, связывают этот образ с погребальными ритуалами.

Классические представители славян сжигали своих пращуров, а прах помещали в нерушимые постройки на высоких опорах. Как считают историки, такие постройки и стали прототипом избушки на «курногах». На Севере Руси и сегодня встречаются подобные могильные строения. И ступу - такое же фееричное, как и избушка, приспособление бабы Яги, историки соотносят с траурной церемонией. У некоторых народов она является религиозным артефактом.
Некоторые источники, утверждают, что куриные ноги - всего лишь «ошибка перевода». Название „курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI-IX вв.).



Древний погребальный обряд включал в себя обкуривание ножек «избы» без окон и дверей, в которую помещали труп. Избушка на курьих ножках в народной фантазии была смоделирована по образу славянского погоста-маленького домика мертвых. Домик ставился на опоры-столбы. В сказках они представлены как куриные ножки тоже не случайно. Курица - священное животное («хмм..?»), непременный атрибут многих магических обрядов. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих ножках-чтобы попасть в иное измерение времени и реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда, видимо, нет.



С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам - миру мёртвых и миру живых. Мифолог А. Баркова интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё - со стороны леса(!), то есть из мира смерти.



Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом - она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху - „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант - быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём». (Энциклопедия «Славянская мифология и эпос», ст. «Верования древних славян»)



Избушка-мельница

Остается одна проблема - в сказках домик бабы Яги вращается. Однако погребальные постройки таким свойством не обладают.



а) мельница б)погребальная постройка

Вообще, постройки на высоких опорах для русского народа - достаточно повседневная вещь. На опорах размещали и хозяйственные, и жилые постройки, спасаясь этим от возможных проблем. Но свойством вращения обладала только мельница. Если брать за основу эту версию, то сразу же понятно, откуда взялась ступа - по сути, она является домашним вариантом мельницы 

На заброшенных мельницах в легендах и историях часто размещается нечистая сила. Однако для русского человека мельница всегда являлась предметом получения муки - хлеба. Почему же в ней жил такой лютый, казалось бы, персонаж? Скорее всего потому, что в века язычества Баба Яга являлась позитивным персонажем, и по наступлении христианства превратилась в отрицательного.

Рассмотрим архитектуру мельницы). Русскими плотниками создано много разнообразных и остроумных вариантов мельниц. Уже в наше время зафиксировано более двадцати разновидностей их конструктивных решений. Из них можно выделить два принципиальных типа мельниц: «столбовки»



Мельницы столбовки:
а - на столбах; б - на клети; в - на раме.

и «шатровки». Первые были распространены на Севере, вторые - в средней полосе и Поволжье. Оба названия отражают также принцип их устройства.
В первом типе мельничный амбар вращался на врытом в землю столбе. Опорой служили либо дополнительные столбы, либо пирамидальная бревенчатая клеть, рубленная «в реж», либо рама.
Принцип мельниц-шатровок был иной



Мельницы шатровки:
а - на усечённом восьмирике; б - на прямом восьмерике; в - восьмерик на амбаре.

- нижняя их часть в виде усеченного восьмигранного сруба была неподвижной, а меньшая по размеру верхняя часть вращалась под ветер. И этот тип в разных районах имел немало вариантов, в том числе мельницы-башни (четвериковые, шестериковые и восьмериковые).

Один из основных механизмов мельницы - поворотный механизм - поворотное устройство, «ловящее» ветер. Не только лопасти мельницы приходили в движение, сама «избушка» при повороте «плясала» вокруг своей оси.

«По такому принципу строили все ветряные мельницы, - Через определенное количество вращений поворотного колеса мельница делает полный круг вокруг своей оси. Так что команда «к лесу передом, а ко мне задом» - не совсем сказки…»



В древности считалось, что издаваемый жерновами скрип привлекает темные силы. Чтобы оградить мельников от нашествия водяных, русалок и прочей нечисти, требовался сторож. Но испугать мертвых мог только мертвый - требовалась жертва, «вечный страж», причем с невинной кровью. В архиве белорусской Орши хранится летопись, согласно которой за поимку сиротки владелец строящейся мельницы обещал горожанам несколько пудов муки. Тамошние жители до сих пор обходят «гиблое» место стороной.

Не она ли, типичная для русского севера мельница-столбовка и есть избушка на курьих ножках?



Кто-то считает, что Избушка это не более чем миф, который культивировался ещё во времена древней Руси. И под Бабой Ягой подразумевались последние оплоты язычества, отчаянно гонимые во времена христианизации Руси. А лично для Ижицы, Избушка это очень редкий мифологический вид существ, относящийся к роду зооморфных бесфундаментных строений. Избушка не стадный вид - Избушка очень привязана к своему хозяину, а посему бесконечно верна (хотя… иногда находятся, добры молодцы, способные речами своими ублажить слух этого ласкового ручного жилища и тогда избушка, по доверчивости может повернуться к ним всей душой…)

Дополнение от schyrik:
(!)Другой пример - фольклорный.
Баба-яга. Она появилась в русских сказках в XV веке, то есть во время государственной экспансии Руси на Урал. А на Урале жили финно-угры, молившиеся своей Золотой Бабе. Языческий идол нес русским смерть. Но Золотая Баба имелась в одном экземпляре. Обычная же и повсеместная обрядовая практика была такова: в глухом лесу на тайной поляне стоял священный амбарчик - "сомъях", а на русский манер - "чамья". Амбарчик ставили на обрубленные пни, чтобы туда не залезли рысь, росомаха или медведь (так охотники и сейчас ставят свои амбары на заимках). В амбарчике лежала деревянная кукла - "иттарма", вместилище души предка. Кукла была одета, разумеется, в национальную одежду - например, в шубу-ягу. Поляну окружал частокол, на котором вывешивали черепа животных, принесенных в жертву предку. В сознании русских представление о финно-угорском обряде наложилось на представление о гибельной Золотой Бабе, и в "сниженном", "просторечном" бытовании по принципу "глухих телефонов" сформировался образ Бабы-яги, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках и так далее. Это примеры слияния культур.
Источник:http://kominarod.ru/gazeta/papers/paper_457.html



Ступа и Пест

Ступа и Пест - предметы домашней утвари, используемые в свадебных обрядах и в народной медицине.

По некоторым источникам, ступа символизирует собой сексуальное женское начало, а Пест - мужское .По сербским обычаям, чтобы рожать поровну мальчиков и девочек, молодая войдя в дом мужа, должна присесть и на Пест, и на Ступу. Множество шуточных песен было сложено на эту тему; откровенно эротических характер имеют и славянские загадки о ступе и песте, например: «- Баушка белянка! /Что у те за ямка?/- Дедушка сокол!/Что у те за кол?» В полесской свадебной припевке упоминается женитьба Ступы и Песта: «Ой, высилле, высил-лечко / Нам Бог дау, / Ожэниуса толкач, / Ступу взяу» . В Гомельской обл. известно шуточное объяснение того, откуда появляются дети: «3 неба упау,/Да у ступу папау, /Ас ступы вылез - /И вот якой вырас» .

В Казанской губ. сваха, придя в дом невесты, отыскивала в сенях Ступу и трижды вертела ее вокруг себя, чтобы состоялась свадьба и молодую трижды обвели вокруг аналоя. В Вятской губ., чтобы сватовство прошло успешно, сваха трижды поворачивала Ступу, приговаривая: «Как не упрямится ступа, так бы не упрямилась и невеста». В Пензенской губ. после отправления свахи из дома жениха его родные катили за ней Ступу, выражая этим надежду, что сваха «утолчет и угладит» все проблемы.

На Украине и в Белоруссии, когда невесту увозили в дом к жениху, сопровождающие старались украсть Ступу и жернова. Кое-где на Украине в конце свадебного обеда сваты с музыкой выносили из каморы каравай и трижды, танцуя, обходили с ним вокруг Ступы; каравай делили на Ступе, поставленной посередине хаты. В севернорусском свадебном обряде невесту иногда сажали на Ступу. В украинском Полесье на свадьбе Ступу рядили в женский наряд, а пест - в мужской. В Житомирской области в последний день свадьбы «венчали» родителей новобрачных вокруг Ступы; при этом в Ступу наливали воды и били по ней пестом так, чтобы облить всех водой; обход Ступы сопровождался шуточными диалогами и непристойными песнями, пародирующими церковную службу. На Псковщине и в Саратовской губ. бытовала святочная игра, во время которой «венчались» вокруг Ступы, изображающей аналой.

У русских, украинцев и сербов Ступу часто применяли в народной медицине. Считали, что в ней можно истолочь болезнь или «перетолочь» больное животное на здоровое. В Казанской губ. во время приступа лихорадки рубаху, штаны, пояс и крест больного клали под Ступу и говорили:
«Марья Идровна, отпусти его, не то я тебя под ступой заморю; коли ты не оставишь, и я тебя не выпущу!» .

(!)Железная и золотая ступы упоминаются в заговоре XVII в. из Олонецкой губ. В заговоре от недругов из того же рукописного сборника XVII в. рекомендовалось, выходя из дома, толкнуть левой рукой Ступу и сказать:
«Как ся ступа пала, так бы мои недруги повалялись пред мною и попадали» .

В севернорусских заговорах от детской бессонницы:
«Полуношница Анна Ивановна, по ночам не ходи, рабы Божьей (имярек) не буди! Вот тебе работа: днем играй пестом да ступой, а ночью матицей».

В Гомельской обл., если ребенок не спит, мать трижды обходила Ступу, со злостью толкала ее и произносила: «Я табе покажу!»; считалось, что ребенок после этого успокоится.

По сербским поверьям, тот, кто страдает от лихорадки или боли в животе, пусть выпьет воды из Ступы, три раза перевернется через голову, потом ляжет и заснет; когда он встанет, будет здоров, а Ступу нужно оставить перевернутой на ночь.

В Брянской обл. советовали во время пожара перевернуть Ступу кверху дном, чтобы ветер утих и не разнес огонь. В гомельском Полесье во время засухи парни бросали в колодец Ступу, Пест и кувшины, чтобы вызвать дождь.

Бытовое использование Ступы и Песта регламентировалось многочисленными правилами и запретами. По полесским поверьям, не следует оставлять на ночь Пест в Ступе, иначе ночью им будет толочь нечистая сила; украинцы Харьковской губ. не оставляли также Ступу открытой, т.к. иначе перед смертью рта не закроешь.

По польским поверьям, в течение трех дней после смерти человека нельзя толочь в Ступе и молоть в жерновах, т.к. душа умершего три дня пребывает в Ступе или в жерновах .

В русских сказках Баба-яга «ездит в ступе, пестом погоняет, вперед метлой дорогу разметает» или «ездит в ступе, пестом упирается, помелом побивается, хлещет сама себя сзади, чтобы прытче бежать» . В белорусской сказке «Мал Малышок» из Могилевской губ. Баба-яга едет верхом на козле, погоняя железным толкачом. По поверьям Волховского уезда Орловской губ., «у колдунов и ведьм необходимыми орудиями.. . служат: ступа, толкач, помело, сыч или филин, кот большой, треножник, кочерга и кадка с водой .. . Ведьмы прилетают на помелах, ухватах или ступе, в руках у них бывает толкач или рог с табаком» . В украинской сказке из Черниговской губ . самая старшая, киевская, ведьма приезжает на шабаш верхом на Песте . По поверьям белорусов Волковыскского уезда Гродненской губ., Баба-яга - хозяйка всех ведьм, вместо ног у нее железные песты; когда она идет по лесу, то, ломая его, прокладывает себе ими дорогу . В белорусском заговоре на успех в суде говорится: «Не i ду на суд, да еду. Ступаю еду, таукачом паганяю, макам след засыпаю» .

По поверьям белорусов-полешуков Пинского уезда, русалки живут на дне рек «и в мае месяце до восхода солнца по утрам в хорошую погоду выходят из рек и нагие с толкачами пляшут во ржи и поют» . В Могилевской губ. детей пугали Железной бабой: она хватает детей, которые ходят одни по полям и огородам, бросает их в свою железную Ступу, толчет и ест. В старинной лубочной картине «Баба-яга и Крокодил» Баба-яга изображена верхом на свинье; в правой руке она держит вожжи, а в левой - П., с помощью которого собирается сражаться с Крокодилом.

Добавление от mis2tofus:
"в глубочайшей древности зёрна не мололись, а толклись, для чего служили простой выдолбленный камень - толчея (ступа) и толкач или пест (санскр. peshana - ручная мельница от pish - тереть...; ступу заменил потом ручной жернов...и в свою очередь должен был уступить ветряной и водяной мельнице. Жернова и мельница обозначаются в народных загадках теми же самыми метафорами, какими живописуются и грозовые тучи...
Баба-яга и ведьмы, как облачные жены (см. гл. XXVI), свободно распоряжаются естественными силами природы; их быстрые полеты, обладание волшебными конями и заметание следа помелом указывают на вихри и метели; ступа и пест тождественны с тем мифическим жерновом, на котором разъезжал бог-громовник, и с его палицей. Ступа- это грозовое облако, а пест или толкач, ударом которого баба-яга точно так же побивает недругов, как Перун своею дубинкою, - известная нам метафора молнии."
(с)А.Н.Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. Том 1

Использована информация:
(с)Топорков А.Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX - начала XX в. М., 1990. Вып. 2;
(с)А. Л. Топорков Откуда у Бабы Яги ступа? // Русская речь. 1989. №4.
(с)http://www.swarog.ru
(с)http://domizdereva.net
(с)http://hogsmead.voldemort.ru
(с)http://dddkursk.ru
(с)http://www.blogbuster.ru/2006/01/27/genezis-izbushki-na-kurih-nozhkah/

символы

Previous post Next post
Up