На грядущей неделе (10 ноября ) нас ожидает праздник
Параскевы Пятницы. Прасковея Пятница -
Бабья Заступница. Вся неделя, на которую выпадет этот день, - Пятницкая Неделя. В преддверии праздничной недели - о женском обереге - Луннице.
«Лунница»
Исторически Лунницы - металлические украшения из бронзы или серебра (реже золота) в виде полумесяца. Эти обереги отражают почитание луны, связанное с культом плодородия. В связи с универсальностью, украшения этого типа были распространены и в др. Египте, и у большинства земледельческих народов Европы и Азии.
Оберег (он же амулет), по замыслу изготовителя, обладает способностью оберегать его владельца от разных бедствий, в частности, от происков недоброжелательных духов. Лунница испокон веков является оберегом женского здоровья. Считается, что она предотвращает развитие различных заболеваний, способствует легкому течению беременности, уменьшает боль при родовых схватках. В X - XII вв., наряду с другими амулетами, оберегами и талисманами, на Руси были широко распространены в качестве женского оберега лунницы.
Носились они как элемент ожерелья, серьги, нагрудные подвески, элементы головного убора,а также крепились к поясу. Просуществовали вплоть до XIII века; в течение периода монголо-татарского ига эта традиция была утрачена, в то же время усиление христианства могло способствовать забвению языческого наследия.
Украшения в виде лунницы сохраняются и по сей день в составе национального костюма у некоторых народов Индии.
«лунница», Музей Древней Цивилизации АФН, Россия, Москва, 2007.
Эта «Лунница» датирована 8-ым - 11-ым вв., изготовлена литьём из меди. Найдена в Новгородской области России. Аналогичные «лунницы» распространены по Руси повсеместно
Лунница и её аналоги: слева сверху - «лунница» радимичей; слева снизу - «лунница» из Владимирских курганов, 10 - 12 вв. (по М.В. Седовой); справа сверху - «лунница» 10 - 13 вв.; справа снизу - копия «лунниц» радимичей, г. Воротынск и вятичей, р. Высса.
Изображение имеет три реперные символические точки:
Малый треугольник слева (1) - устоявшийся символ молодого месяца. Молодой месяц именно так и выглядит (выгнутостью вправо). К слову, на карте «Таро» «Колесница», как известно, несущих определённый символизм, пара месяцев расположена на плечах воина именно таким образом - на левом (от зрителя) плече молодой месяц, на правом - старый.
Соответственно, правый малый треугольник символизирует старый месяц (2). Астрономический знак спутника Земли Луны изображается именно так.
В центре композиции находится треугольник, расположенный вершиной вниз. Это также устоявшийся символ славянской богини Мары (женский символ) (3)
Исходя из описания, мы можем с твёрдостью констатировать - перед нами изображение астрономического цикла развития видимого диска Луны - от молодого Месяца до полной Луны и, далее, до старого Месяца.
Рассматривая полосы поднятия рельефа и его понижения как риски, сообщающие о чередовании неких событий, детализирующих указанное выше развитие Луны, мы обнаруживаем полное совпадение количества светлых и высоких рисок с количеством дней в астрономическом месяце.
Как известно, лунный месяц имеет 28 дней.
Считаем количество выступающих рисок в одной половине «лунницы» (от центра): 1 - луч малого угла, расположенного на оси симметрии; 2 - луч большого угла, расположенного там же; 3, 4, 5 - три наклонные полосы; 6, 7 - два луча молодого Месяца.
Между этими семью рисками находятся 7 рисок, образованных зоной понижения рельефа.
В сумме обе семёрки рисок дают нам 14 дней.
Таким образом, в обеих половинках «Лунницы» содержится рисок числом, соответствующим 28-и дням. Что составляет календарный лунный месяц.
Из книги Б. А. Рыбакова "Язычество Древней Руси", Часть третья "Двоеверие - 11-13 века", глава "Народные обереги":
"Самой интересной для нас частью женских украшений являются специальные амулеты-обереги, включавшиеся в ожерелье или подвешивавшиеся особо (в области сердца или в "калите" y пояса). Обереги были как в виде отдельных подвесок, так и целыми наборами. Магическое и апотропеическое значение этих украшений не вызывает сомнений:
Лунницы (полумесяц, обращенный рогами вниз) зачастую рассматриваются как девичье украшение:
Возможно, что лунницы (сохраняя заклинательное обращение к ночному светилу(!)) изображали вместе с тем небосвод с его двумя небесами, нависающий над землей, которая представлена или в виде крестообразно расположенных пяти квадратиков или в виде креста.
...
На лунницах мы видим и три позиции солнца, и косые линии дождя, и зигзаговые или капельно-точечные линии, свидетельствующие о стремлении изобразить два слоя небесной воды: верхний слой - "хляби небесные" и нижний слой - "прапруда" - дождь, изливаемый на землю. Синтез трех элементов мифа дают подвески-кольца, у которых внутри кольца-солнца помещена лунница-небосвод, а под лунницей четкие, крестообразно расположенные квадратики земли.
Кроме небесных символов, на подвесках есть такие элементы, которые позволяют считать их символами земли. Таковы косые решетки, которые дают в центре архаичный узор из четырех косо поставленных квадратов.
Лунница - исключительно женский оберег, так как луна всегда считалась женской планетой. Лунница оберегала от ночных духов и нави, просыпающихся при свете луны. Их изготавливали, как правило, из серебра или другого серебристого металла, символизирующего луну. В XII-XIII вв., особенно на вятической земле, были распространены круглые прорезные подвески, в центре которых помещены изображения лунницы и креста. Такие подвески представляют собой единый солярно-лунарный символ. В языческих представлениях солнце и луна являются космической брачной парой и покровителями супружества. Солнце и луна благоприятствовали жизни, здоровью и благополучию человека - отсюда охранительное значение их символов на амулетах.
Наша подвеска повторяет привески на вятичском ожерелье XI в., хранящемся в ГИМ.»
Эта круглая прорезная привеска-лунница также объединяет в себе солярную и лунарную символику. Между рогов лунного серпа находится один из вариантов символа засеянного поля - знака плодородия и материнства, что еще более усиливает этот оберег, как универсальную защиту женщины в любом аспекте ее жизни. Узор на этой луннице отражает космогонические представления славян, связанные с земледельческой магией. Тут символически изображен небесный свод с солнцем посередине, земля и струи благотворного дождя, обозначенные косыми рядами мелкой зерни. Дождь есть акт бракосочетания земли и неба, в результате которого мать-земля родит всевозможные плоды и злаки.
>>.Иной ракурс.<<
Из материалов Общества «Белые традиции»:
<…..> «В. П. Даркевич, исходя из того, что в русском фольклоре «месяц» (луна) является мужским началом, считает возможным дать такое толкование разряду подвесок-лунниц с крестом: «Композиция из луны с крестом могла обозначать неразрывность, единство мужского (месяц) и женского (солнце) начал, быть символом супружества».
Неизвестно, представляется ли возможным восстановить то прежнее понимание предками лунницы, каким оно было на Руси, насколько вообще существующие официальные исторические работы правильно трактуют эту символику, ведь она связана конкретно с лунными, а значит темными богами.
Луна, месяц - мужское божество у германцев, балтов, вообще индоевропейцев, значит и русских. Мани (луна, месяц) у скандинавов имел два аспекта, две ипостаси, как и солнце. Священный духовный свет почитался особенно, поэтому у воды поклонялись луне, т.к. от воды отраженный солнечный свет отражался еще раз. Велес и Мара связаны с ночью, луной и смертью, потусторонним миром, обителями мертвых, водными пространствами, скрытой и первородной, особенной жизненной силой.
В русских и украинских стихах хозяин дома уподобляется месяцу, жена его солнцу, правда бывает и наоборот. Конечно, в русском язычестве наиболее вошло в обиход, что солнце - непременно мужской аспект, луна - женский, но другие ветви европейской традиции не дадут нам заблуждаться, потому что все-таки наши боги имеют андрогинную природу, а значит, верны различные суждения. Правда, все-таки есть разница в символическом отображении этих аспектов, но которой, по всей видимости, можно также придавать различные значения и подвергать различным трактовкам, арийское знание универсально. Так, например, открытая вверх дуга лунного серпа может означать не мужское, а опять же женское начало, чашу, собирающую и хранящую, Грааль, тогда опущенная вниз она будет чашей, дарящей и проливающейся, питающей. Данная работа посвящена лишь иному из многих пониманий (имеется в виду материал, подготовленный Общиной «Белые традиции»).
Лунница, которая рогами вниз, выражает женский аспект, являет собой темных, лунных, подземных, земных, водных богинь. Она более выражает пассивное начало, а визуально походит на врата, пещеру, ограниченный свод указывает на спуск, погружение. Окно, отверстие, скрытый выход. Куда? В пространства как их описывает Герман Вирт - к Белой Женщине (Белой Богине у кельтов - Арианрод), Великой Матери, Черной Матери, где скрыты безграничные космические потенции, священные знания рун, любви, преобразования и бессмертия. Она убивает своим серпом, но и воскрешает своей любовью. Символика лунницы хранит в себе не только обережью суть, но и мистерию смерти, поэтому Морану предки всегда изображали с серпом в руки, как устрашительницу Яви, воительницу Нави: "Подсече ему (Мара, Смерть) ноги косою, и взем серп - и захвати его за шею, и взем малый оскордец - и нача отсекать нозе и руце и вся составы его, и расслабеша жилы его". В чем мы видим забытую и уже не понимаемую предками гиперборейскую науку, где главной целью было достижение освобождения от животного, материального начала, бессмертия и тотального преображения. Знание было усечено Серпом Мораны.
Мужской аспекте - полумесяцем рогами вверх. Символ этот принадлежит по праву, как Яриле, так и Велесу, вообще не только подземным, но даже космическим божествам, ибо Велес ассоциируем с Млечным Путем. Они не являются собственно солнечными божествами, но, как и Митра, света вообще, так и сокрытого. Очевиден космотеистический их аспект, ибо Митра всегда изображаем на фоне многих космических светил. Визуально в символе отображено, что была достигнута самая низшая точка бессознательного, ночи и смерти, что отсюда уже начинается подъем, рождение, воскрешение новой личности. Это мужской, активный, воинственный принцип. Многие древние индоевропейские божества рогаты: Велес, Цернунн, Пан. Квинтэссенция этого образа плотно впечаталась в христианское сознание атмосферой непознанного, гибельного ужаса, стоит вспомнить хотя бы набеги викингов на христианский мир. И все равно тевтонские рыцари впоследствии водрузили на свои шлемы символ древнего Рогатого Бога, ибо архетип героя, воина, желания сражаться и побеждать был жив.<….> »
При подготовке использованы материалы:
©www.pewter.ru
©
http://www.white-society.org©
http://www.dazzle.ru Для любознательных: Статья про трёхрогие лунницы
http://kronk.narod.ru/library/kargopolzev-bazhan-1993.htm Работы мастера Йоана (Москва. Наше время -
http://www.silverwolf.ru/)
Славяне, 10 век, место находки Гнездово
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Не могу не поделиться - Ижицино любимое! =) :
Скандинав, 10 век, место находки Бирка
Это уже не Лунница - это Копоушка (звучит-то как, ммм=)))), «предмет личной гигиены. Сами понимаете, где она используется и для чего. Копоушки сделанные из металла или кости - довольно частая находка в разных регионах. ( ватные палочки в любом грунте плохо видимо сохранялись)» Из собственного опыта - этой штукой чистить ухи крайне приятно и забавно, но вот потом чистить копоушку - это да….)
Хозяюшке на заметку. Где купить?
- Эти (Штуки мастера Йоана) и другие замечательные вещи (реконструкция) можно найти, например на блошином рынке (Москва. Измайловский вернисаж у метро Партизанская) - место 205 (у самого входа). Проверено и закуплено лично Ижицей в эту субботу)
- Лунницу на первой фотке я подглядела тут - "АртельГраверова" https://artelgraverova.ru
- А ту, что рожками вверх - вот тут- Магическая лавка https://www.livemaster.ru/dommagii
З.Ы. Бабусе никто не башляет за эту рекламу, если что. Это я так просто делюсь, мне не жалко)
З.Ы. Всем добра и удачи!