Прощение
Одно из самых сложных переживаний, очень немногие в состоянии разобрать сам механизм воздействия, само понятие не так просто, как кажется. ИМХО, не обходится здесь без определенной здоровой доли мазохизма, то есть умышленного причинения боли себе, вот через это удовольствие и происходит прощение. Как иначе можно возлюбить причинившего страдание? Страдание, боль есть несомненно первопричина действия прощения. Кто научился получать наслаждение при освобождении от боли страдания, тот несомненно может простить по-настоящему. Однако, во всём необходима мера, и искать обид- не лучшее по жизни занятие.
В идеале прощение- это нежелание видеть страдания другого, этакое умиротворение. То есть принятие страдания на себя. Типа, я пострадал, а другим не дам :-) Своего рода жадность к героизму :-)
Садо-мазо в нашем мире всегда рядом, и гордыня не дремлет.
Немного замкнутый круг, и здесь, как никогда , нужна мера доброты.
Прощение- примирение твоей совести с чужими поступками. Бывает же стыдно за кого-то. Вот чтобы не было стыдно за себя, нужен акт оправдания-прощения. Как говорят? Нет ему оправдания! Не будет ему прощения! Т.е. мы желаем ему помучиться. А вы простите, освободите себя. И возвыситесь (смотрите, не возгордитесь!).
Ну а что касается подставить щеку... не все так просто. Во-первых, старайтесь не попадать в такие ситуации(жертвы), они всегда обоюдны, т.е. у вас есть возможость избежать. А если избежать не удалось- страдайте, и вините себя, потом простите себя, и затем уже простите обидчика. Он видел ваше страдание. Вам стыдно. Вы бы никогда так не поступили.Вы больше не хотите попадать в подобную ситуацию.Вы больше не сделаете себе больно! Кому больно и приятно, тот не извращенец!(пока еще)))) Садо и мазо, и с этим ничего не поделаешь.
Многие получают удовольствие от боли , и всегда находятся те, которые получают удовольствие от ее причинения. Так устроен мир. Возлюбите его таким, какой он есть, боритесь с несправедливостью, стыдитесь, сострадайте, страдайте. Но боль все же старайтесь не применять, время еще не пришло, наказывать око за око, и зуб за зуб. Если кто-то возомнил-гордыня несомненно. Это не ваше! Опомнитесь!
Многие поэтому предпочитают пострадать сами, чем видеть страдания других. Знакомо?
Ну вот то-то и оно. Не простить могут только во-первых, молодые, неопытные, незнакомые со страданием, люди. И во-вторых те, кому нравится причинять боль другим. И здесь причины разные, от извращения до постоянного ощущения собственной боли и необходимости переложения ее на окружающих из-за невозможности дальнейшего страдания. Вы наказаны за что-то и несите свой крест! Не надо на других вешать! Не надо разбрызгивать на окружающих свою боль и страдание!
Теперь думайте сами, прощать или не прощать. Кто вы, садо или мазо? (помяну мадам кирюлю))
Предлагаю к прочтению взгляд (с сокращениями от оригинала) Лично я атеист, если что)
Игорь Гарин
«Курс чудес»
Недавно меня буквально бил озноб, когда от главного идеолога русского православия, В.Чаплина, узнал, что «всепрощение» - это антислово… Такое вот христианство на православный манер: «Никакого всепрощения в христианстве нет». Оказывается, Господь прощает лишь раскаявшихся, а всем остальным уготована раскаленная сковордка в аду. «Поэтому всепрощение - это антислово. Оно противоположно христианству и не имеет с ним ничего общего».
И зачем только распяли Христа?..
Новое сознание, человеческие мудрость и достоинство заключаются в принятии наличного, в радовании ему, в принципиальной недопустимости греха, мести, насилия, оскорбления, «любой цены»… Ведь законы греха требуют отмщения, жертвы, а это не справедливость, а безумие. Ведь возмездие никогда не было средством исправления или перевоспитания, но только способом умножения насилия. Отмщение абсолютно несовместимо ни с жертвенностью, ни со справедливостью. Каков смысл жертвы? Жертва - плата за веру в иллюзии, цена за отказ от Божественной Истины. Вот почему единственной реакцией должно быть безусловное прощение.
Преимущества прощения великолепно показаны в следующих строках, взятых из христианского текста:
"Чего бы ты мог пожелать, что неспособно дать прощение?
Ты хочешь мира? Прощение предлагает его тебе.
Ты хочешь счастья, спокойствия ума, уверенности в своей цели, и чувства достоинства и красоты, что превосходит мир?
Ты хочешь заботы и безопасности, и постоянного тепла надежной защиты?
Ты хочешь тишины, что нельзя нарушить, кротости, что невозможно ранить, глубокого и прочного благополучия, и столь совершенного покоя, что его вовек ничто не потревожит?
Прощение предлагает тебе всё это и многое другое".
Свидетельствует учитель буддийской медитации и психолог Джек Корнфилд:
"Для большинства людей прощение представляет собой процесс. Когда вас глубоко ранили, работа прощения может занять годы. Она будет проходить через многие стадии - горя, ярости, печали, страха, и замешательства - и под конец, если вы позволите себе почувствовать боль, которую вы несете в себе, прощение придет как облегчение, как освобождение для вашего сердца. Вы увидите, что прощение, по самой своей основе, существует для вашего собственного блага, как способ снять с себя бремя боли прошлого. Судьба человека, который вас обидел - будь он жив или мертв - даже отдаленно не имеет такого значения, как то, что вы несете в своем сердце. И если прощение предназначено вам самому, за вашу собственную вину, за вред, который вы причинили самому себе или другому человеку - процесс будет тем же самым. Вы поймете, что можете больше не нести это бремя".
Р.Уолш в «Основаниях духовности» пишет:
"Избавление от гнева и обиды - само по себе немалое достижение, однако, зрелое прощение идет еще дальше, предполагая помощь тем, кто нас ранит, и даже любовь к ним. С этой продвинутой точки зрения отмщение представляется взаиморазрушительным тупиком. Единственным поистине стоящим мотивом для преследования тех, кто нас ранит, может быть лишь желание помогать им и учить их.
Важно помнить, что прощение не означает оправдания вредного поведения. Прощение - это отказ от обиды, а не отказ от этики. Зрелые духовные практики учат прощать и даже любить кого-то, кто причинил им зло, но одновременно настаивают, чтобы этот человек перестал приносить дальнейший вред.
Мудрые люди всего мира соглашаются в том, что прощение - это чрезвычайно мощный инструмент, приносящий огромную пользу.
Достигшие эмоциональной мудрости способны прощать, потому что умеют под маской гнева разглядеть страх и неуверенность, которые его питают. Поэтому такие люди менее склонны к настороженности и защитной реакции, и их поведение может помогать другим и оказывать на них целительное действие".
Прощение - стержень нового сознания, положенный в основу современного протестантизма. Оно основано не на забвении или примирении, а на справедливости и любви, и, как последние, является подарком - прежде всего самому себе. Американский психотерапевт Гордон Ливингстон пишет, что прощение укрепляет жизнь, уменьшает страдания и несправедливости мира: "Примирение с прошлым - это почти всегда процесс прощения и освобождения, самый простой и самый сложный из всех предпринимаемых человеком поступков".
Мощное и всеобъемлющее прощение предполагает испрашивание прощения тех, кого вы обидели; прощение самого себя; прощение тех, кто вас обидел. В американском духовном бестселлере «Курс чудес» новое сознание всецело связано с преодолением греха, осуществляемого человеческим Духом через прощение. Пожалуй, нигде в другом месте идея прощения не проведена с такой последовательностью как в этой замечательной книге.
У человека может быть две цели - грех и святость, эго тяготеет к первому, Душа - ко второй. Все цели, кроме божественной, связаны со временем и меняются лишь для того, чтобы сохранить время. Только прощение имеет своей целью не сохранение времени, а окончание его, как только достигнута полнота прощения. Тогда в нем отпадет нужда. Нет иерархии в прощении, и пока прощение не стало полным, у мира действительно есть цель. В меру степени достигнутого прощения человек убеждается в том, сколь разительно меняется прощенный мир вокруг него.
Высший мир - такое состояние сознания, при котором главной целью становится прощение. Прощение уничтожает сны разума и сам грех. Можно сказать, что прощение - единственный представитель Божественной истины в окружающем наше эго временном мире химер и иллюзий.
Именно прощение соединяет наш разум с Божественной Душой. Чтобы понять и принять высшую реальность, необходимо всё и всем простить.
Надо научиться не просто прощать, необходимо уметь прощать собственное прошлое и начинать новую жизнь с такого прощения, с преодоления отягощенных виной и страхом комплексов прошлого.
Что значит простить? Простить - значит признать иллюзорность как своего, так и чужого греха. Это не помилование мира, это понимание ирреальности мира, созданного эго, ибо грех - ложная идея, несовместимая с небом. Прощение признает фальшь идеи греха и позволяет новому сознанию заместить ее Божьей Волей.
Есть простой способ отыскать дверь
к подлинному прощению
и воспринять ее раскрытой широко
в приветствии радушном.
Когда ты чувствуешь соблазн
кого-то обвинить в любом грехе,
не позволяй своему разуму
задерживаться на том,
что совершил, по-твоему, твой брат,
поскольку это всё - самообман.
Взамен спроси:
«Стал бы я в этом обвинять себя?».
Единственный путь простить то, что внутри,
это простить то, что вне тебя.
Почему Христа называют Освободителем? Потому что 2000 лет назад Он учил нас прощению, то есть освобождению. Новое сознание ориентировано на освобождение и прощение еще и потому, что для него божественный мир един и не подчиняется дуальным критериям дискурсивного разума. А если мир един, как можно принимать или отвергать части, прощать одно и не прощать другого? Обратите внимание на то, что старое сознание бурно реагирует на случайный толчок в метро, но равнодушен к событиям, грозящим глобальной опасностью?Почему нас так возбуждают малозначительные и сиюминутные новости, но мы полностью игнорируем события, грозящие глобальной опасностью? Почему нас возмущают Гитлер или Сталин, но мы с терпимостью и даже пониманием относимся к нашим - бритоголовым подонкам, в подворотнях убивающих живых людей только потому, что они приехали из чужих краев? Что - разные масштабы? Но ведь всё великое всегда начинается с малого…
Самое сложное в идее прощения - глубокое осознание того, как могут быть прощены грехи самых отвратительных убийц в истории человечества. Автор книги «Исчезновение Вселенной» Гэри Р.Ренард следующим образом решает эту проблему. Если в нашем мире всё есть проекции разума, то малые или большие трагедии (включая гибель цивилизаций) одинаково иллюзорны, тогда почему мы реагируем на одни новости и не реагируем на другие? Почему нас мало трогает гибель Рима, Византии, Персии или закат империи инков, гибель миллионов аборигенов от рук колонизаторов, но волнует сегодняшняя новость о захвате нескольких заложников или очередном заказном убийстве? Потому что мы обращаем внимание на те события, которые являются проблемой для нашего внутреннего согласия, для созданных эго фикций нашего разума. Если я прощаю себе собственную разрушительную тенденцию, то внешние разрушения не будут вызывать у меня сильных эмоциональных реакций.
Кстати, прощение не означает согласия с тем, что необходимо простить: прощение означает переход на иной уровень сознания, разрыв цепочки зла, ответ на зло прощением и добром.
Жить в мире и согласии друг с другом можно лишь тогда, когда человек согласится пристально взглянуть на свои собственные темные стороны, столь зорко видимые им в других, и простить их себе и другим.
Всё, что необходимо человеку, это просить у Бога прощения себе и другим, и самому простить себе и другим. После такого прощения он поймет, что, скажем, арабы не жертвы или преступники, а - такие же проекции темных сторон иллюзорного мира, как и ты сам.
Душа живет прощением, ибо знает: не ведая прощения, ты останешься злым, глухим и слепым. Без прощения жизнь обращается в безвыходный круговорот обид и мести. Кто-то сказал, что не умея прощать, ты разрушаешь мост, по которому предстоит пройти. У Лафатера эта мысль выражена еще сильнее: кто не прощал врага, тот не пробовал одной из лучших радостей жизни. "Только храбрый умеет прощать. Трус никогда не прощает, это не в его природе" (Л.Стерн).
Единственный способ получить прощение - это его дать. Ибо прощение - средство связи человека с Богом, способное кардинально трансформировать его сознание: прощенный мир становится тогда вратами Рая. Райским милосердием мы прощаем себя и других, тем самым обретая истинную свободу. Прощение каждый раз несет конец страданиям и утратам.
Прощение - величайшая потребность в этом мире, поскольку это мир иллюзий. Прощая, ты освобождаешься от них. Прощая ближнего своего, ты прощаешься с мыслью, отмеченной печатью зла. Прощение суть освобождение от времени, ибо преображает иллюзорный мир греха в реальный мир любви и славы. Нет надобности просить у Бога прощения, поскольку Он изначально тебя простил. Лучше просить Его научить тебя прощению, восстанавливая в твоем непрощающем эго то, чем изначально одарил тебя Господь. Преодолеть иллюзии и проникнуть в Высший мир весьма просто - необходимо полностью простить тот мир, который ты никогда не мог простить раньше.
И вся красота поднимется,
чтобы благословить твой взор,
как только ты на мир
посмотришь взглядом всепрощения.
Старое сознание, не знающее прощения, живет страхом и лишено любви. Оно печально и безнадежно, не ведая облегчения и избавления от боли. Не ведая прощения, разум лишает себя способности разглядеть ошибки и всюду видит только грехи. Он глядит на мир затуманенными глазами, следя за тем, как его собственные проекции поднимаются в атаку на карикатуры, созданные им самим. Не знающий прощения эго-разум устремляется в тупик, в котором будущее представляется не избавлением, а нескончаемой мукой. Вот почему прощение - всегда освобождение, более того, ключ к спасению и счастью.
Чаешь заботы о себе и безопасности, и теплоты, уверенности в вечной защищенности? Желаешь тишины, не нарушаемой ничем, и нежности, и неизменной доброты, глубокого и постоянного комфорта, и отдыха, столь совершенного, что всякое вторжение в него исключено? Всё это и более того дает прощение.
Если ты отказываешься от иллюзий твоего затуманенного разума, раз и навсегда выбираешь прощение, значит ты навсегда распрощался со своей виной и принял Искупление от самого себя, постигнув собственную невиновность, то есть неуязвимость.
Прощение позволяет тебе увидеть в братьях твоих всё, что ты ранее отрицал, поскольку то же самое ты отрицал в себе. Родиться вновь - означает полностью расстаться с грехами, страхами и обидами прошлого и посмотреть без осуждения на настоящее. Обиды есть нападение на Божий план спасения. Обиды заслоняют свет мира, прощение ведет к примирению и покою, следовательно, оно целительно для тела и для Души.
Прощение, принятое с абсолютной честностью, делает человека невинным, а только невинным дано познать Отца, взыскующего, чтобы творение познало своего Творца. Следовательно, Сын Божий обязан быть невинным, дабы возвратиться к Господу.
Луиза Хей придала прощению терапевтическую коннотацию: обида, негативные эмоции, злость, месть порождают болезнь, а прощение и освобождение от чувства обиды помогают излечиться даже от наиболее тяжких хворей. Прежде всего необходимо прощать именно того человека, которого труднее всего простить. Целительные способности человека во многом определяются глубиной и полнотой прощения.
Всепрощение связано не только с прощением других, но и самого себя, что зачастую бывает намного труднее.
"Если человек не простил себя, он и не знает, что такое любить себя. Если человек не любит себя, он не сможет полностью следовать заповеди «Возлюби ближнего своего как самого себя». И, как результат, при нелюбви к ближнему человек оказывается в противоречии с главнейшим законом мироздания - «Возлюби Господа превыше всего». Луиза Хей призывает всех к Любви, считая, что ей выпала огромная честь передать людям то, что пришло к ней Свыше".
Радикальное прощение особенно необходимо в мире жертв, страдающих от тяжелых эмоциональных травм. Ведь до сих пор широко практикуются пытки, репрессии, лишение свободы, геноцид, открытые военные действия - я уже не говорю о бытовых неурядицах и обидах будничной жизни. Трудно отыскать людей, которые хотя бы раз в жизни не оказались в роли жертвы при весьма серьезных обстоятельствах, не говоря о мелочах повседневности.
Мало кто никогда не винил в собственных несчастьях других людей. Архетип жертвы укоренен в человеке очень глубоко и оказывает огромное воздействие на массовое сознание. На протяжении многих эпох люди чуть ли не добровольно брали на себя роль жертвы, убеждая себя, что неотвратимость обид и унижений - одно из условий человеческого существования.
Мы слишком часто становимся жертвой только потому, что соглашаемся с этой ролью. Более того, старое сознание приучило нас судить, винить, разыгрывать из себя жертву и стремиться к отмщению.
Терапия радикального прощения К.Типпинга возникла из попыток ответить на вопросы: как можно перестать строить свою судьбу подобным образом или как избавиться от склонности использовать архетип жертвы в качестве важного жизненного образца?
Чтобы освободиться от этого мощного архетипа, нужно заменить его чем-то радикально иным, отвечает К. Типпинг, чем-то несущим столь сильный заряд духовного освобождения, что он способен преодолеть живущий во многих архетип жертвы и отказаться от связанного с ним мира иллюзий. Радикальное прощение основано на широких духовных предпосылках: нам жизненно необходимо выйти далеко за пределы собственной жизненной драмы и подняться в небеса, откуда мы сможем увидеть общую картину и сокрытую от нас божественную истину, постигнув которую мы поймем ничтожность нашего страдания и сможем трансформировать его в любовь. Ведь за твоей ситуацией, за завесой очевидного всегда происходит нечто глубинное или труднопостижимое, некий спрятанный от нашего сознания процесс или благой божественный замысел. Мы этого не видим, поскольку наши пять чувств не предназначены для подобной задачи. Но это вовсе не означает, что все ограничивается очевидным. Мы предпочитаем прибегать к оценочным суждениям и винить во всем окружающих, а это мешает нам понять высший смысл ситуации и извлечь из нее урок, возможность увидеть корень своей проблемы и избавиться от нее. Мы еще не приучены думать, что нашей жизнью управляют силы, лежащие за пределами нашего повседневного сознания. Иной же выбор состоит в том, чтобы признать, что за внешней ситуацией, за конкретной обидой происходит нечто гораздо более значительное и потенциально полезное для тебя. Желание увидеть ситуацию в новом ракурсе - это ключ к твоему исцелению. Исцеление на 90% происходит уже тогда, когда ты допускаешь саму мысль о том, что эту ситуацию любовно создала для тебя твоя же Душа.
Духовный рост человека происходит всякий раз, когда мы осознаем свою ситуацию с высшей позиции, то есть с позиции по ту сторону добра и зла.
Архетип жертвы является мощной энергетической структурой человеческой души и ее разрушение следует воспринимать как дар, как духовную миссию, исполнение которой требует много мудрости и любви. Свидетельствует К. Типпинг:
"Иисус очень ярко продемонстрировал, что означает трансформация архетипа жертвы, и я верю, что сейчас он с терпением и любовью ждет, когда мы последуем его примеру. До сих пор нам не удавалось извлечь должные уроки из его примера именно потому, что в нашей душе очень глубоко укоренен этот архетип.
Мы не усвоили урок подлинного прощения, преподанный Иисусом, - жертв среди нас нет. Мы остановились на полпути и пытаемся прощать, при этом твердо оставаясь на позиции жертвы. Мы даже превратили Иисуса в наивысшую жертву. Такое отношение не поможет нам продвинуться на пути духовной эволюции. Истинное прощение подразумевает полный отказ от сознания жертвы".
Мы творим реальность вокруг себя в соответствии с собственными убеждениями. Переживая событие, мы определенным образом интерпретируем его. Затем складываем факты и интерпретации вместе и таким образом создаем картину происшедшего - в значительной мере, ложную картину. Эта картина превращается в убеждение, и мы защищаем ее, словно это - истина в последней инстанции. Но она, конечно же, таковой не является.
Цель книги К.Типпинга «Радикальное прощение» - провести четкое разграничение между прощением, которое утверждает архетип жертвы, и радикальным прощением, которое полностью освобождает нас от этого архетипа. Радикальное прощение ставит перед нами задачу полностью изменить свое мировосприятие и интерпретацию всего, что происходит в жизни, таким образом, чтобы отказаться от роли жертв и осуществить переход от боли, стресса или обиды к полному исцелению и любви. Цель радикального прощения состоит в том, чтобы увидеть истину, скрывающуюся за поверхностью видимых событий, и обрести любовь, которая есть в каждой ситуации.
сокращено