Оригинал взят у
graf_moltke в
Зачем студенту история?Зачем студенту история? Этот вопрос в явной или неявной форме возникает в головах многих студентов. Действительно, для чего заучивать огромный фактический материал - кучу дат, имен, событий? Разве это пригодится в жизни? Где и как это можно применить на практике?
Такие вопросы звучат не только по поводу истории. Зачем мучить детей алгеброй, этими бесконечными абстрактными формулами, иксами и игреками? Для чего школьнику знать устройство кровеносной системы ланцетника?
Именно поэтому я всегда - на первой же лекции или семинаре - объясняю студентам, какой смысл лично для них заключен в изучении моего предмета. И начинаю я не с избитых фраз типа "любой образованный человек должен знать историю", которые по сути своей являются отговоркой, а не ответом на вопрос. Начинаю я с того, что честно говорю: да, подавляющему большинству из вас никогда не пригодится львиная доля информации, которую я вам сообщу и которую вам придется выучить к экзамену. Вам вряд ли понадобится помнить, сколько русско-турецких войн было в XVIII веке и в каком году был заключен Союз трех императоров. Вы это успешно забудете, и будете совершенно правы.
Тогда зачем?..
А представьте себе, что вы пришли в спортзал, и тренер заставляет вас выполнять упражнения. А вы ему задаете вопрос: скажите, а где в реальной жизни мне понадобится жим штанги лежа? А какое практическое применение имеют вот эти приседания с гантелями?
Даже самый вежливый тренер покрутит пальцем у виска. Потому что смысл хождения в спортзал - не в том, чтобы научиться выполнять упражнения. Смысл - в том, чтобы накачать мышцы, сбросить лишний вес, укрепить здоровье, одним словом, развивать свое тело. А упражнения - всего лишь инструмент, средство для достижения поставленной цели. Не более того.
Точно так же изучение многих предметов - как в школе, так и в вузе - является не самоцелью, а необходимо для развития самых разных умений и навыков. Как в спортзале человек развивает свое тело, так в вузе он развивает свой мозг. И история - один из лучших "тренажеров".
О каких умениях и навыках идет речь? Говоря предельно общими словами, человек начинает понимать очень важные вещи, касающиеся окружающего его общества. Он получает общее представление об историческом развитии, о том, откуда и почему взялся современный мир. Приобретает понимание сложности и многофакторности происходящих в обществе процессов, особенностей функционирования сложных систем. Развивает свои аналитические навыки, учится видеть и понимать причинно-следственные связи. Избавляется от "черно-белого" мышления и перестает искать простые решения (которые потом почему-то не работают) для комплексных проблем. Развивает, в конечном счете, способности к прогнозированию последствий тех или иных шагов и управлению людьми и сложными системами.
Этот список можно продолжать, но и перечисленного достаточно. Встает закономерный вопрос - а нельзя ли научиться всему этому, не усваивая огромное количество фактического материала? Нельзя ли перейти непосредственно к выводам, минуя долгие рассуждения?
Нет, нельзя. Нельзя по той же причине, по которой нельзя построить дом, не возводя строительных лесов. Леса после окончания постройки разберут, но это отнюдь не значит, что их можно было вовсе не ставить. Они нужны и важны именно в процессе постройки.
Или другой пример. В школе ученики активно изучают правила русского языка. Через несколько лет они успешно забываются - я, например, вряд ли вспомню, сколько есть спряжений глаголов и чем одно отличается от другого. Тем не менее, остается главное - грамотная речь. Человек вряд ли сможет объяснить, почему он пишет именно так, но при этом пишет грамотно. А причина в том, что в школе он изучал правила, которые играли роль тех самых строительных лесов.
Огромное количество фактов в рамках курсов истории можно сравнить с теми же самыми лесами - или, если угодно, с фундаментом, на которым строится дом. Все выводы должны быть обоснованы и доказаны, все навыки многократно отработаны на конкретных примерах. Без этого дом окажется замком на песке, который рухнет при первом же оползне.